Судья Пелевина Н.В. Дело № 33 - 1700 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «24» октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего: Гусевой Н.А., судей: Ильиной И.Н., Муравьевой Е.А., при секретаре: Поповой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Чекиной Натальи Борисовны и Чекина Олега Борисовича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 июля 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований по иску Чекиной Натальи Борисовны и Чекина Олега Борисовича к администрации г. Костромы и Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о принятии на учет лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставлении жилых помещений и включении в сводный список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений. Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., выслушав объяснения Чекина О.Б., Чекиной Н.Б., их представителя Головань, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя администрации Костромской области Поройковой С.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а : Чекин О.Б.,02 апреля 1984 года рождения, обратился в суд с иском к администрации г. Костромы, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о принятии его на учет лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставлении жилого помещения и включения в сводный список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья. Обосновал требования тем, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку решением Приволжского районного суда Ивановской области от 09 апреля 1997 года его отец - Чекин Б.Л. лишен в отношении него родительских прав, а решением Нейского районного суда Костромской области от 31 мая 2000 года его мать Чекина Е.М. признана безвестно отсутствующей. С 1 марта 1993 года вместе со своими братьями и сестрами находился в Нейской школе-интернат для детей-сирот, затем - до 30 июня 2003 года обучался в Нейском профессиональном училище №14. С 19 июня 2003 года по 22 мая 2005 года проходил службу в Вооруженных силах РФ, а затем с 01 сентября 2005 года по 28 июня 2006 года обучался в профессиональном лицее №15 г. Костромы. При помещении в государственное учреждение жилая площадь за ним не закреплялась и по окончании учебного заведения он жилым помещением не обеспечивался. Местом его временной регистрации является квартира родителей жены по адресу: <адрес>. Решением Комиссии по обеспечению категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями жилищного фонда Костромской области от 06 декабря 2010 года ему отказано в принятии на учет, так как он обратился с заявлением по достижении 23-летнего возраста. Просит признать его нуждающимся в предоставлении вне очереди жилого помещения; обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства области поставить на учет нуждающихся в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма на территории г. Костромы; обязать администрацию г. Костромы предоставить ему вне очереди жилое благоустроенное помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С аналогичным иском к ответчикам обратилась Чекина Н.Б., родная сестра Чекина О.Б., 13 марта 1985 года рождения, которая указала, что с 1 марта 1993 года по 21 июня 2001 года находилась в Нейской школе-интернат для детей-сирот. С 01 сентября 2001 года по 27 июня 2005 года обучалась в профессиональном лицее №15 г. Костромы и проживала в общежитии лицея. По окончании учебного заведения жильем обеспечена не была. С 2005 по июнь 2011 года обучалась на договорной основе в Московском городском психолого-педагогическом университете, проживала на съемной квартире и до мая 2011 года была зарегистрирована временно по адресу: <адрес> своих знакомых. Определением судьи от 12 апреля 2011 года дела по искам Чекина О.Б. и Чекиной Н.Б. объединены в одно производство. Судом в дело в качестве третьих лиц привлечены администрация Костромской области, Департамент образования и науки Костромской области, Управление образования администрации г. Костромы, Профессиональный лицей №15 г. Костромы, администрация муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Чекин О.Б. и Чекина Н.Б. просят решение суда отменить и принять новое судебное решение об удовлетворении иска в полном объеме. Считают, что при принятии решения судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также существенно нарушены нормы материального права. Полагают, что п.1 ст. 8 ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает никаких возрастных ограничений, зависимости от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения детей-сирот вне очереди жилой площадью. Федеральный закон №159 прямо указывает на те гарантии, которые могут быть реализованы лицами, имевшими ранее статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на предоставление в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилых помещений. При этом достижение лицом из категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей 23-летнего возраста в силу п.1 ст. 8 ФЗ №159 не лишает его права на реализацию жилищных льгот. Данный тезис, по их мнению, подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2006 года, где указано, что социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Вывод, изложенный в решении суда о том, что указанные выше меры социальной поддержки детей-сирот распространяются на указанную категорию граждан лишь в том случае, если они были учтены в качестве нуждающихся до достижения 23-летнего возраста, может привести к ущемлению прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, когда они закончили пребывание в учебных, социальных заведениях и когда им исполнилось 23 года. Полагают, что такая позиция противоречит положениям ст. 19 Конституции РФ. Считают, что из-за отсутствия правовых знаний не были осведомлены о необходимости выполнить определенные законом действия (встать на учет) для получения жилья. В свою очередь органы опеки и попечительства, на которые возлагается обязанность по защите прав детей-сирот, не выполнили полагающиеся им обязанности и не поставили их (истцов) на учет на получение жилья. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно применил материальный закон (ст.1,8 Федерального закона №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ), и исходил из того, что у Чекина О.Б. и Чекиной Н.Б. отсутствует право на обеспечение их жилыми помещениями во внеочередном порядке как лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент их обращения в администрацию города Костромы для постановки на жилищный учет они достигли возраста 23 лет. Как верно установлено судом первой инстанции, основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ является окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, указанные лица должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.1 Федерального закона №159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). В соответствии с ч.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находившиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из Преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Аналогичное положение закреплено в Законе Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» от 19.12.2005 года №348-ЗКО, в ч.2 ст. 1 которого указано, что действие закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Следовательно, гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилым помещением, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами возраста 23 лет. Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определениях от 19.10.2010 года №1282-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шабановой Натальи Владимировны на нарушение ее конституционных прав статьями 1и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в Определении от 16.12.2010 года №1590-О-О, принятому по аналогичной жалобе гражданки Осиповой А.И. Чекин О.Б. и Чекина Н.Б., оставшись в 1993 году без родительского попечения вследствие уклонения их родителей от исполнения своих родительских обязанностей и будучи переданные на воспитание в детское учреждение, до достижения 18- летнего возраста имели статус детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с достижением совершеннолетия они указанный статус утратили, но в силу закона имели право на получение социальных гарантий, в том числе внеочередное получение жилья, заявив о своих правах до достижения ими 23-летнего возраста. Истцы достигли 23-летнего возраста задолго до обращения в суд с настоящим иском: Чекин О.Б.- 02.04.2007 года, Чекина Н.Б. - 13.03.2008 года. Из представленной в материалы дела переписки видно, что Чекина Н.Б. по поводу обеспечения ее жильем и постановке на учет на предоставление жилья обращалась в 2004 году в управление образования и администрацию города Плес Приволжского района Ивановской области, где в предоставления жилья ей было отказано. В то же время, до достижения возраста 23 лет ни Чекина Н.Б., ни Чекин О.Б. в органы местного самоуправления г. Костромы с заявлениями о принятии их на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращались. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, от 06.12.2010 года №5 истцы обоснованно не включены в число лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Доводы кассационной жалобы обоснованными не являются, поскольку, как было изложено выше, право на предоставление жилья вне очереди принадлежит лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении им жилья до достижения 23-летнего возраста. Правоотношения между сторонами возникли с момента первичного обращения в Комиссию по рассмотрению вопросов об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в 2010 году, то есть, когда истцы утратили статус лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и, следовательно, утратили материальное право на внеочередное предоставление жилья. В связи с чем обязательства по предоставления жилья администрацией г. Костромы возникнуть не могут. В целом доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, каких-либо обстоятельств, которым судом не была дана оценка, не содержат, и по существу основаны на ином толковании норм материального права, которое является ошибочным. Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чекина Олега Борисовича и Чекиной Натальи Борисовны - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: