кассационное определение №33-1763



Судья: Теселкина Н.В.                                                                                            Дело № 33-1763

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Гусевой Н.А.,

судей Синицыной О.Р., Веремьевой И.Ю.,

при секретаре Шпилевой И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г.Костромы по доверенности Соснина С.А. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 25 августа 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Разумовой Ольги Геннадьевны, Разумова Антона Николаевича, Разумовой Татьяны Евгеньевны к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения: на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы возложена обязанность предоставить Разумовой Ольге Геннадьевне, Разумову Антону Николаевичу, Разумовой Татьяне Евгеньевне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте города Костромы, взамен занимаемому ими жилому помещению, расположенному по адресу г.Кострома улица Водяная, дом 32, квартира 18, общей площадью 69,5 квадратных метров, жилой площадью 48 квадратных метров, состоящему из трех комнат и равнозначное ему.

Заслушав доклад судьи Синицыной О.Р., объяснения Разумовой О.Г., Разумова А.Н., Разумовой Т.Е. и их представителя Загородней Д.О., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Разумова О.Г., Разумов А.Н., Разумова Т.Е. обратились в суд с иском к администрации г.Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования тем, что они проживают в трехкомнатной квартире по адресу г.Кострома ул. Водяная, д. 32, кв.18. Данное жилое помещение находится в двухэтажном, восьмиквартирном бревенчатом доме, введенном в эксплуатацию в 1955 году. В настоящее время дом находится в аварийном состоянии. Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссией от 9 июля 2010 года физический износ дома составляет 70%, по итогам обследования комиссией дано заключение об аварийности данного дома и о том, что он подлежит сносу. На их неоднократные обращения в адрес администрации города, решения вопроса не последовало. С 16 марта 1998 года Разумов А.Н. и Разумова О.Г. состоят на учете нуждающихся в получении жилых помещений в списке очередности инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. Ссылаясь ч.2 ст.57, ст.87, ст.89 Жилищного Кодекса РФ, истцы просили суд обязать администрацию города Костромы предоставить им по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского округа г.Кострома, соответствующее санитарно-техническим нормам, равнозначное занимаемому жилому помещению.

При рассмотрении дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы, в качестве третьих лиц - Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Костромы, МУ «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» г.Костромы.

По делу постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель администрации г.Костромы по доверенности Соснин С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым истцам в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Указывает, что суд не дал оценки доводу представителя ответчика о том, что истцы имеют право на получение мер социальной поддержки, направленных на реализацию своих жилищных прав. Согласно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст.28.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Механизм реализации истцами своего права определен постановлением Администрации Костромской области от 08.07.2008 N 224-а (ред. от 30.12.2010) «О форме и Порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области», которым установлено, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предоставляется в форме социальной выплаты на обеспечение жильем. В силу п.6 Постановления Администрации Костромской области от 08.07.2008 N 224-а (ред. от 30.12.2010) «О форме и Порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области» гражданам, имеющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, социальная выплата предоставляется вне очереди. Таким образом, полагает, что права истцов подлежат реализации за счет средств федерального бюджета лишь путем получения указанной меры социальной поддержки. Кроме того, в жалобе указано на то, что суд не проверил факт наличия или отсутствия у истцов жилых помещений на праве собственности, поскольку в деле отсутствует справка ГП «Костромаоблтехинвентаризация» в отношении Разумова А.Н.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что у Разумовых имеется право на получение жилого помещения взамен непригодного для проживания и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице администрации г. Костромы.

          Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

На основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Положениями ст.89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Разумова О.Г. является нанимателем трехкомнатной квартиры №18 дома №32 по ул.Водяной в г.Костроме общей площадью 69,5 кв.м, в том числе жилой площадью - 48 кв. м.

Совместно с нанимателем также проживает и зарегистрирован её сын Разумов А.Н. (инвалид 1 группы) с супругой Разумовой Т.Е., у которой оформлена временная регистрация по месту пребывания по 17 февраля 2012 года.

С 16 марта 1998 года Разумов А.Н. и Разумова О.Г. состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г.Костромы в списке очередности инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов под №166 (л.д.49).

Однако основанием иска Разумовых является то, что квартира, в которой они проживают, является непригодной, находится в аварийном доме, подлежащем сносу.

9 июля 2010 года по результатам проведенного обследования межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы г.Костромы от 27 апреля 2009 года №729, жилого дома №32 по адресу г.Кострома, ул.Водяная, в том числе квартиры №18, установлено, что физический износ дома составляет 70%, техническое состояние бревенчатых стен и перегородок аварийное, характеризуется исчерпанием несущей способности и опасностью обрушения (л.д.7-8).

На основании указанного акта обследования межведомственной комиссией принято заключение №43 от 9 июля 2009 года о признании многоквартирного дома №32 по ул.Водяной аварийным и подлежащим сносу (л.д.41).

            Таким образом, судом установлено, что квартира, занимаемая истцами, является непригодной для постоянного проживания, дом, в котором она находится, является аварийным и подлежащим сносу.

При таких обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования и возлагая на администрацию г.Костромы обязанность по предоставлению истцам другого жилого помещения по договору социального найма взамен ранее занимаемого по адресу г. Кострома, ул.Водяная, д.32, кв.18 суд правомерно исходил из того, что поскольку семья Разумовых проживает в непригодном для проживания доме, который не подлежит капитальному ремонту и реконструкции и подлежит сносу, их требования о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма являются обоснованными и подлежат удовлетворению в соответствии с требованиями ст.57 ЖК РФ и с учетом норм, предусмотренных ст.ст.87,89 ЖК РФ.

Поскольку жилое помещение семье Разумовых подлежит предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для проживания, то судом правильно указано на то, что предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, указанным в ст.89 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Доводы кассационной жалобы о том, что истцы в целях реализации свих жилищных прав имеют право на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку правового значения для разрешения спора данное обстоятельство не имеет. Наличие права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, не препятствует истцам реализовывать свои жилищные права иным, предусмотренным в законе, способом.

Ссылка на то, что судом надлежащим образом не проверен факт наличия или отсутствия у Разумова А.Н. жилого помещения на праве собственности, так как в деле отсутствует справка ГП «Костромаоблтехинвентаризация», также не влияет на законность принятого решения, учитывая, что в материалах дела имеется уведомление Россреестра по Костромской области от 3 августа 2011 года об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на объекты недвижимости в отношении Разумова А.Н. (л.д.66). Кроме того, суду кассационной инстанции представлена справка ГП «Костромаоблтехинвентаризация» о том, что по состоянию на 8 сентября 2011 года сведения о регистрации права собственности в отношении Разумова А.Н. на жилые помещения на территории г.Костромы не поступали.

Иных доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит, следовательно, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г.Костромы Соснина Сергея Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: