Кассационное определение № 33-1827/2011 от 14.11.2011г.



Судья О.И.Юдина                                                                                          Дело № 33-1827

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«14» ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.А.Гусевой,

судей Н.Н.Демьяновой, О.Н.Зиновьевой,

при секретаре Е.В.Поповой

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лебедева Валерия Витальевича на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 12 октября 2011 года, которым Лебедеву Валерию Витальевичу в удовлетворении исковых требований к Лебедевой Галине Константиновне о признании завещания, составленного Лебедевым Виталием Ивановичем 20 февраля 1995 года, и договора дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, заключенного 23 июня 2003 года между Лебедевым Виталием Ивановичем и Лебедевой Галиной Константиновной, недействительными отказано.

Заслушав доклад судьи Н.Н.Демьяновой, выслушав объяснения В.В.Лебедева, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

        В.В.Лебедев обратился в суд с иском к Г.К.Лебедевой, Т.А.Виноградовой, в котором просил признать недействительными договор дарения или завещание, составленными его отцом В.И.Лебедевым, восстановить его право наследования после смерти родителей, внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Требования мотивировал тем, что в 1993 году его отцом В.И.Лебедевым была приватизирована квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>. Ранее в этой квартире также проживала его мать В.П.Лебедева, которая умерла в марте 1990 года. Отец умер 11 октября 2008 года. Наследства после смерти родителей он не принимал, так как находился в местах лишения свободы. Ему стало известно, что указанная квартира находится в собственности Г.К.Лебедевой на основании договора дарения от 23 июня 2003 года, а в ответах на его заявления из милиции также указывалось на наличие завещания отца в пользу Г.К.Лебедевой. Так как его отец находился в престарелом возрасте, имел полученные на фронте ранения, полагал, что он был введен в заблуждение при заключении договора дарения, составлении завещания.

При рассмотрении дела В.В. Лебедев уточнил исковые требования, просил признать недействительными завещание, составленное В.И.Лебедевым 20 февраля 1995 года, в пользу Г.К.Лебедевой, и договор дарения спорной квартиры, заключенный 23 июня 2003 года между В.И.Лебедевым и Г.К.Лебедевой.

Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 23 июня 2011 года принят отказ В.В.Лебедева от исковых требований к Т.А.Виноградовой, производство по делу в этой части прекращено.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе В.В.Лебедев просит пересмотреть решение суда, принять справедливое решение, запросив все необходимые доказательства.

Повторяя доводы, изложенные в иске в обоснование требований, указывает на несогласие с заключением судебно-психиатрической экспертизы, проведенной при рассмотрении дела. Его отец В.И.Лебедев, 1924 года рождения, был инвалидом Великой Отечественной войны, имел полученные на фронте ранения. В мирное время также неоднократно находился на лечении в медицинских учреждениях, по своему психическому состоянию не мог понимать значение своих действий при заключении договора дарения, составлении завещания. Суд должен был учесть отсутствие у него работы, жилья, средств к существованию.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права к возникшим правоотношениям, дал надлежащую оценку всем имеющимся доказательствам и пришел к обоснованному выводу об отказе в иске.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В силу пункта 2 ст. 1118 ГК РФ завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.

Согласно пунктам 1,2 ст. 1131 ГК РФ при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание). Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, чьи права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.

На основании пункта 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, В.И.Лебедеву на основании договора приватизации от 11 января 1993 года принадлежала на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

20 февраля 1995 года В.И.Лебедев составил завещание, согласно которому все свое имущество, в том числе указанную квартиру, завещал супруге Г.К.Лебедевой, с которой вступил в зарегистрированный брак 22 марта 1994 года.

13 ноября 2000 года В.И.Лебедев составил завещание, согласно которому принадлежащую ему на праве собственности спорную квартиру завещал в равных долях детям Г.К.Лебедевой - ФИО11 и ФИО12.

23 июня 2003 года В.И.Лебедев подарил спорную квартиру Г.К.Лебедевой с сохранением права проживания в ней, договор дарения был зарегистрирован Учреждением юстиции ГРП по Костромской области 21 июля 2003 года.

11 октября 2008 года В.И.Лебедев умер.

Отказывая в удовлетворении исковых требований В.В.Лебедева, суд исходил из отсутствия доказательств того, что в момент составления завещания 20 февраля 1995 года, заключения договора дарения 23 июня 2003 года В.И.Лебедев не мог понимать значение своих действий и руководить ими.

Судебная коллегия не находит оснований считать данный вывод суда ошибочным.

Оценка всех имеющихся доказательств по делу судом подробно приведена в мотивировочной части решения и отвечает правилам ст. 67 ГПК РФ.

Так, согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы у В.И.Лебедева при жизни, в том числе и в момент оформления завещания 20 февраля 1995 года, и в момент заключения договора дарения квартиры 23 июня 2003 года, обнаруживалось психическое расстройство личности в связи с сосудистым заболеванием головного мозга (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия) без психоза и слабоумия, однако данное заболевание не лишало В.И.Лебедева способности понимать значение своих действий и руководить ими в рассматриваемые периоды.

Данное заключение согласуется с показаниями свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО11, ФИО17, ФИО18, исследованной судом медицинской документацией в отношении В.И.Лебедева.

Доводы кассационной жалобы В.В.Лебедева аналогичны доводам, приводимым истцом в обоснование заявленных им требований, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, по существу сводятся только к переоценке выводов суда, в связи с чем не могут быть приняты во внимание. Иных правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену судебного решения, кассационная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 12 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лебедева Валерия Витальевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200