кассационное определение № 33-1822 от 14.11.2011 года



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«14» ноября 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Веремьевой И.Ю., Синицыной О.Р.,

при секретаре Шпилевой И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу губернатора Костромской области Слюняева И.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 октября 2011 г., которым на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Рябовой Наталье Ивановне и членам ее семьи Тихомировой Ирине Эдуардовне, Тихомирову Сергею Валентиновичу и Симонову Дмитрию Павловичу благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления, предусмотренной Законом Костромской области №98-4-ЗКО от 25 декабря 2006 (ред. от 06 июля 2009 г.).

Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения представителя администрации Костромской области Поройковой С.В., Рябовой Н.И., ее представителя Блескиной К.Б., Тихомировой И.Э., Тихомирова С.В., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда

у с т а н о в и л а:

Рябова Н.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Костромы о предоставлении ей и членам ее семьи благоустроенного жилого помещения в пределах г. Костромы на условиях договора социального найма вне очереди, мотивируя тем, что является нанимателем муниципальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с ней проживают и зарегистрированы члены ее семьи: дочь Тихомирова И.Э., зять Тихомиров С.В., внук Симонов Д.П. 22 января 2010 г. межведомственной комиссией было принято решение о признании их дома аварийным и подлежащим сносу. Указанное решение подтверждается актом обследования №5 от 22 января 2010 г. Капитальный ремонт дома признан нецелесообразным. Данный жилой дом пришел в аварийное состояние в связи с ненадлежащим его обслуживанием и содержанием со стороны администрации г. Костромы.

При рассмотрении дела истица уточнила исковые требования. В качестве ответчиков указала администрацию Костромской области и администрацию г. Костромы. Просила обязать ответчиков предоставить ей и членам ее семьи Тихомировой И.Э., Тихомирову С.В., Симонову Д.П. жилое помещение, отвечающее установленным требованиям в пределах г. Костромы по норме предоставления не менее 18 кв.м общей площади на каждого члена семьи по договору социального найма вне очереди. В обоснование требований указала, что ее семья поставлена на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в список очередности фонда жилых помещений Костромской области. Жилое помещение просит предоставить по норме предоставления - не менее 18 кв.м общей площади на каждого члена семьи, предусмотренной Законом Костромской области от 25 декабря 2006 г. №98-4-ЗКО.

По делу постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе губернатор Костромской области Слюняев И.Н. просит отменить решение суда и вынести другое решение, обязывающее администрацию городского округа город Кострома обеспечить истицу во внеочередном порядке жилым помещением равнозначным по площади занимаемому ветхому жилому помещению. Указывает, что принимая решение, суд поддержал позицию представителя администрации городского округа город Кострома о том, что предоставить истцу жилое помещение на условиях договора социального найма органы местного самоуправления могут только в случае постановки лица на учет в качестве нуждающегося согласно требованиям ЖК РФ. Полагает, что подобное утверждение не соответствует закону и противоречит позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 05 марта 2009 г. №376-О-П, согласно которой нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания, не является обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. Поскольку в данном случае жилое помещение находится в муниципальной собственности, считает, что обязанность по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения лежит на органах местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с нормами ЖК РФ другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Ссылаясь на Закон Костромской области от 25 декабря 2006 г. №98-4-ЗКО, указывает, что ответственность за предоставление равноценного жилого помещения во внеочередном порядке в случае признания жилья ветхим может быть возложена на органы исполнительной власти субъекта, если бы в негодность пришло имущество субъекта. Обращает внимание, что истица не обращалась за получением жилого помещения во внеочередном порядке в администрацию Костромской области. Кроме того, указывает, что Законом Костромской области установлено, что жилые помещения из жилищного фонда Костромской области предоставляются на условиях договора социального найма, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде. В материалах дела имеется справка, подтверждающая, что в жилищном фонде Костромской области в г. Костроме свободных изолированных жилых помещений нет.       

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что семья истицы, состоящая из четырех человек - дочери Тихомировой И.Э., зятя Тихомирова С.В. и внука Симонова Д.П., который в настоящее время снят с регистрационного учета в связи с призывом в армию, но сохраняет право пользования жилым помещением, проживает по договору социального найма в квартире по адресу: <адрес>. Квартира находится в муниципальной собственности.

Из акта обследования помещения городской межведомственной комиссии №5 от 22 января 2010 г. следует, что физический износ одноквартирного <адрес> литер Г по <адрес> составляет 66%. Несущие конструкции дома (бревенчатые стены, перекрытие, стропильная система и кровля) имеют большой физический износ, наружные стены, стропильная система и кровля, чердачное перекрытие находятся в недопустимом состоянии с элементами аварийности, техническое состояние деревянных конструкций свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Проведение капитального ремонта нецелесообразно. Для безопасности проживания необходимо проведение страховочных мероприятий и поддерживающего ремонта.

Согласно заключению межведомственной комиссии №5 от 22 января 2010 г. одноквартирный <адрес> литер Г по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что <адрес> литер Г по <адрес> не пригоден для проживания, капитальному ремонту или реконструкции не подлежит.

С учетом этого, вывод суда о наличии у истицы права на предоставление жилого помещения по основанию, предусмотренному п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, следует признать правильным.

Кроме этого судом установлено, что семья истицы в соответствии с постановлением главы города Костромы от 27 апреля 2009 г. № 732 принята на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области (категория награжденные орденами и медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации и Костромской области).

В связи с этим суд, проанализировав положения Закона Костромской области № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 года «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», пришел к выводу о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию Костромской области.

Однако данный вывод суда нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Как видно из исковых требований Рябовой Н.И., обязанность по предоставлению жилого помещения обусловлена реализацией истицей и ее семьей права на предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания по договору социального найма в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда.

Между тем, Закон Костромской области № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 года «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» не предусматривает предоставление жилых помещений жилищного фонда Костромской области такой категории граждан, как граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Категории граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Костромской области, перечислены в статье 3 Закона. Указанный перечень является исчерпывающим.

Для указанной категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность предварительного принятия лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем такой учет означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

Таким образом, данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, в связи с чем оснований для применения при разрешении спора Закона Костромской области № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 года «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» не имелось.

Кроме этого, как установлено судом, дом, в котором проживает истица с семьей, является муниципальной собственностью.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с п.3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Поскольку жилой дом, в котором проживает истица с семьей, непригоден для дальнейшего проживания, следовательно, Рябова Н.И. вправе требовать предоставления ей и ее семье другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда, так как жилое помещение, которое они занимают, является муниципальной собственностью.

Таким образом, оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию Костромской области не имеется, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения истице обусловлена реализацией ею права на предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания по договору социального найма в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Однако указанные требования закона и обстоятельства дела судом учтены не были.

Поскольку судом неверно применены нормы материального права, а имеющие значение обстоятельства не проверены, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду следует уточнить требования истицы в части указания площади предоставления жилого помещения, установить, возможно ли предоставление семье истицы жилого помещения по договору социального найма, исходя из положений статьи 50 Жилищного кодекса РФ, истребовать документы, подтверждающие размер и характеристику занимаемого семьей истицы жилого помещения, разрешить спор в соответствии с установленными данными и требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 октября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в то же суд.

Председательствующий:-

Судьи:-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200