кассационное определение №33-1694



Судья: Пелевина Н.В.                                                                                       Дело № 33-1694

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«24» октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

Председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Синицыной О.Р., Зиновьевой О.Н.,

при секретаре Беляковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 августа 2011 года, которым удовлетворен иск Крупиной Юлии Николаевны к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании права на социальную выплату: за Крупиной Юлией Николаевной признано право на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем.

Заслушав доклад судьи О.Р. Синицыной, выслушав объяснения представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по доверенности Р.Г. Гриценко, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Крупина Ю.Н. обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании за ней права на получение мер социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. В обоснование иска указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны Крупина Н.Д., имеет удостоверение, которым обозначено ее право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и жен погибших (умерших) военнослужащих по ст.21 ФЗ «О ветеранах», проживает в двухквартирном деревянном доме с печным отоплением, в котором нет никаких удобств, принадлежащем на праве собственности ее дочери.

           К участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГУ «Центр социальных выплат», в качестве третьих лиц - администрация Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района и Военного комиссариата Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудников просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что муж истицы являлся участником Великой Отечественной войны с правом на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 ФЗ «О ветеранах». Указанная статья предусматривает обеспечение жильем ветеранов за счет средств федерального бюджета в случае выселения их из занимаемых служебных жилых помещений. Право Крупиной О.Н. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета является производным от прав ее умершего супруга. Факт смерти супруга истицы не влияет на объем мер социальной поддержки, полагающихся истице, как вдове умершего участника Великой Отечественной войны согласно ст.21 ФЗ «О ветеранах».

        Проверив материалы дела, обозрев учетное дело Крупиной Ю.Н., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.

Решение суда основано на правильно примененных нормах материального права, перечень и анализ которых приведен в мотивировочной части решения.

УказомПрезидента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (п. 1).

В силу подпункта «з» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ч.2 ст.21 указанного Закона ( вред. ФЗ от 22.07.2010г. №160-ФЗ) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

По смыслу данного закона, направленного на укрепление гарантий социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, право на меры социальной поддержки, дополнительно к указанным ранее, приобрели и супруги умерших участников ВОв. Указанным законом расширен и уточнен круг членов семей ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которым предоставляются меры социальной поддержки.

Согласно статье 23.2. Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации Костромской области от 08.07.2008 N 224-а (ред. от 30.12.2010) «О форме и Порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области» в порядке реализации ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» определено, что указанная мера социальной поддержки предоставляется в форме социальной выплаты на обеспечение жильем.

Как видно из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, Крупина Ю.Н., 4 сентября 1930 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, в новый брак не вступала.

Крупина Ю.Н. имеет удостоверение серии А №508569, которым обозначено ее право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и вдов погибших (умерших) военнослужащих, предусмотренных ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно справке военного комиссариата Костромской области по г.Шарья, Шарьинскому и Поназыревскому районам (л.д.5), а также архивной справке Центрального архива Минобороны России от 18 ноября 2010г (л.д.22об.) Крупин Н.Д. проходил военную службу с 24 ноября 1943 года по 1 ноября 1945 года в 45-м зенитном прожекторном полку, который не входил в состав действующей армии. Таким образом, ФИО10 относится к числу участников Великой Отечественной войны, поименованных в п.п. «з» п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах».

Крупина Ю.Н. проживает по адресу Костромская область, п.Шекшема, ул.Новая, д.5,кв.2 в доме, не соответствующем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. На основании решения жилищной комиссии Шекшемского сельского поселения от 19 декабря 2009 года №9 и Постановления Главы Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 19 декабря 2009 года №56а она принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдова участника Великой Отечественной войны на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

20 ноября 2009 года Крупина Ю.Н. обращалась в ОГУ «Центр социальных выплат» о предоставлении ей социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдове участника Великой Отечественной войны, в чем фактически ей было отказано со ссылкой на то, что её муж при жизни имел право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах», а факта его выселения из занимаемого служебного жилого помещения не имелось.

Разрешая спор, суд на основании анализа приведенных выше норм и обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о том, что Крупина Ю.Н. нуждается в улучшении жилищных условий и относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Суд обоснованно не согласился с доводами ответчика о том, что право истицы Крупиной Ю.Н. на обеспечение жильем производно от права её умершего супруга, ветерана Великой Отечественной войны ФИО10, и не может быть больше по объему.

Не основана на законе и позиция ответчика о том, что, поскольку ФИО10 при жизни имел бы право только на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 ФЗ «О ветеранах», и только в случае его выселения из занимаемого служебного помещения, то и истица вправе претендовать на обеспечение жильем лишь при выселении её из служебного жилого помещения.

       Возникшие между сторонами правоотношения по обеспечению вдовы участника ВОв жильем за счет средств федерального бюджета, в полном объеме регулируются подпунктом 4 п. 1 и п.2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Каких-либо дополнительных условий и ограничений для предоставления предусмотренных данными нормами права мер социальной поддержки супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, ни Указ Президента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 г., ни Федеральный закон «О ветеранах» не содержат. Как было указано выше, данные меры социальной поддержки супруги умерших участников Великой Отечественной войны приобрели дополнительно к ранее установленным.

        Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: