кассационное определение № 33-1671 от 19.10.2011г.



Судья

Пелевина Н.В.

                                                                  

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«

«19» октября 2011 г.

<адрес>             дело                                                                                                      

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего: ФИО9,

судей: Нехайковой Н.Н. и Ротчева И.К.,

при секретаре ФИО5     

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации <адрес> по доверенности ФИО7 на решение Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано незаконным постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из списка очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

     Администрация <адрес> обязана восстановить ФИО1 в списке очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, определив его очередность исходя из времени подачи заявления о принятии на учет.

      

      Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав представителя Администрации <адрес> по доверенности ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

                     установила:

         ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его из списка очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Требования обосновал тем, что он проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен из рядов ВС РФ по сокращению штатов. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в списке очередности граждан, уволенных в запас или отставку из ВС РФ. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в состав его семьи включена дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГг.р.

      Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списка очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с отсутствием выслуги военной службы. Основанием для снятия с учета указан ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих», соответствии с которым жилыми помещениями обеспечиваются граждане, уволенные в запас или отставку из ВС РФ, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

       Считает, что поскольку он был принят на учет в 1992г. до принятия ФЗ «О статусе военнослужащих» на основании нормативных актов, которые не предусматривали требований о продолжительности военной службы, он не может быть снят с учета. Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушает его права. Просит признать незаконным постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его из списка очередности граждан, уволенных из ВС РФ по сокращению штатов и нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязать ответчика устранить допущенное нарушение его прав, восстановить на учете в списке очередности граждан, уволенных из ВС РФ.

       Судом постановлено указанное выше решение.

(2)1">В кассационной жалобе представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО7 просит отменить решение суда. Указал, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права.

       Суд не дал оценки доводу ответчика о том, что предусмотренные ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» условия распространяются и на граждан из числа лиц, уволенных с военной службы в соответствии с законодательством СССР. Суд не учел, что согласно указанной норме в число условий входит наличие общей продолжительности военной службы 10 лет и более. У истца выслуга лет составляет только 8 лет 7 мес. и 20 дней.

(2)1">Неправомерна и ссылка суда на Определение КС РФ от 01.12. 2009г. В данном Определении КС РФ указал на необходимость сохранения правового статуса гражданина, приобретенного им ранее, несмотря на последующие изменения в законодательном регулировании оснований приобретения такого статуса. Однако эта позиция не исключает возможности обратной силы закона.

(2)1">При проверке факта наличия или отсутствия у истца жилых помещений на праве собственности были запрошены сведения из УФРС и ГП «Костромаоблтехинвентаризация». В отношении супруги истца этот вопрос надлежаще проверен не был. Суд не учел, что девичья фамилия супруги ФИО1 - ФИО8, сведения о наличии или отсутствии у неё жилых помещений в ГП «Костромаоблтехинвентаризация» не запрошены. Однако в 1993г., до вступления в брак, ФИО8 вместе с матерью по договору приватизации приобрели в совместную собственность 3-х комнатную квартиру по адресу: <адрес>, мкр-н Паново, <адрес>, площадью 64,8 кв.м. Сам ФИО1 вместе с дочерью зарегистрирован и имеет право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> общей площадью 38, 6 кв.м. В связи с этим на одного члена семьи ФИО1 приходится не менее 23,6 кв.м. и он не может быть признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений. Согласно ч.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» ФИО1 должен быть снят с учета в связи с утратой оснований, дававших право на получение жилого помещения.

(2)1">    

(2)1">      Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы,                  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления ФИО1

Этот вывод судом мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.

     Согласно статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно ч.2 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В силу п. 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ)ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

       Пунктом 4 Постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 335 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" предусматривалось, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются в установленный законодательством Союза ССР срок исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь.

Пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", утв. Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 193 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

      Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно сослался на указанные нормы права и исходил из того, что предусмотренных этими нормами оснований для снятия заявителя с учета лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, и исключения его из списка очередности не имелось.

Как видно из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО1 проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет составляет 8 лет 7 мес. и 20 дней.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен из рядов ВС РФ по сокращению штатов. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в списке очередности граждан, уволенных в запас или отставку из ВС РФ. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в состав его семьи включена дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГг.р.

ФИО1 исключен из списка очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Основанием для снятия с учета указан ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих», соответствии с которым жилыми помещениями обеспечиваются граждане, уволенные в запас или отставку из ВС РФ, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ (выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет) (л.д.10,13-15).

На основании анализа конкретных материалов дела суд в решении сделал правильный вывод о том, что администрацией <адрес> не представлено доказательств предоставления ФИО1 не соответствующих действительности сведений, которые послужили основанием принятия его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Суд дал надлежащую оценку доводу представителя ответчика о том, что к возникшим правоотношениям следует применить статью 2 Закона № 342-ФЗ, в силу которой предусмотренные ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» порядок и условия обеспечения жильем распространяются также и на граждан из числа лиц, уволенных с военной службы в соответствии с законодательством СССР, в том числе и требование о наличии общей продолжительности военной службы 10 лет и более. Этот довод правильно признан несостоятельным по изложенным в решении основаниям. Суд обоснованно указал, что данная норма, введенная в действие после принятия заявителя на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не предусматривает утрату военнослужащим права состоять на таком учете.

При этом суд правильно сослался на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в которой указано, что это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательстве оснований постановки на такой учет.

Доводы кассационной жалобы, касающиеся проверки факта наличия или отсутствия у ФИО1 и членов его семьи жилых помещений на праве собственности, состоятельными признаны быть не могут. Как видно из материалов дела, такого основания для снятия заявителя с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не содержат. Из списков заявитель ФИО1 исключен не в связи с его обеспеченностью жилой площадью по установленным нормам и отсутствием нуждаемости в предоставлении жилого помещения, а недостаточностью выслуги военной службы.

Поскольку предметом рассмотрения суда являлось требование ФИО1 о незаконности исключения его по конкретному основанию из списка очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и обязанности восстановления в этом списке, вопрос об отсутствии у заявителя нуждаемости в жилье администрация <адрес> не лишена возможности решать в дальнейшем.

Другие доводы кассационной жалобы по изложенным выше причинам на законность и обоснованность решения не влияют, свидетельствуют лишь о несогласии с ним.

       При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

       

        Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                     

                                      определила:

Решение Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации <адрес> по доверенности ФИО7 -без удовлетворения.

Председательствующий:

      

        Судьи: