кассационное определение № 33-913 от 06.07.2011г.



Судья Шабарова И.А.                                                                                   К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

       «06» июля 2011 года

<адрес>                                                                      дело

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего: Гусевой Н.А.,

судей: Ильиной И.Н. и ФИО11,

при секретаре ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе директора Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> ФИО7 на решение Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования ФИО1.

Решение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по <адрес> об отказе ФИО1 в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условии из средств федерального бюджета признано незаконным.

ОГУ «Центр социальных выплат» обязан включить ФИО1 в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, и произвести социальную выплату.

Заслушав доклад судьи ФИО11, объяснения представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по <адрес> по доверенности ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ФИО1 по доверенности ФИО12, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> о признании незаконным решения об отказе в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета и возложении на Департамент обязанности включить ее в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета. В обоснование заявленных требований указала, что является ветераном Великой Отечественной войны, тружеником тыла, вдовой участника ВОВ.

ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление на получение субсидии для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета на основании ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ в Комитет ЖКХ <адрес>, предоставив все необходимые документы и справки, включая удостоверение вдовы участника ВОВ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации <адрес> она принята на учет нуждающихся в получении жилых помещений в категории - вдова участника ВОВ.

В соответствии с постановлением <адрес> -а от ДД.ММ.ГГГГ «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» копия ее учетного дела была направлена в ОГУ «Центр социальных выплат» для включения ее в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты.

Окончательное решение о возможности обеспечения ее социальной выплатой принималось в Департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес>, который после рассмотрения ее обращения отказал в социальной выплате по мотивам, изложенным в прилагаемом ответе.

Считает данное решение незаконным и нарушающим ее права, так как она не может получить льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, связанные с тем, что она является вдовой участника ВОВ.

В соответствии со ст. 2.1.1 п.п. «з» ФЗ «О ветеранах» ее муж был ветераном ВОВ (участником ВОВ). В декабре 1995 года она стала вдовой участника ВОВ.

Согласна с тем, что льготы участникам ВОВ различны по своему объему, и если бы был жив ее муж, то он бы имел льготы по ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Но смерть участников войны уравняла вдов.

Законодатель в ст. 21 ФЗ «О ветеранах» исключил различия по льготам в отношении категории «вдова участника ВОВ», в ней отсутствует зависимость от того, к какой категории относился муж вдовы (в данном случае - по ст. 15 или по ст. 17 ФЗ «О ветеранах»).

Определением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приняты к рассмотрению уточненные исковые требования ФИО1, согласно которым она просит признать незаконным решение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по <адрес> об отказе ей в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, обязать ОГУ «Центр социальных выплат» включить ее в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, и произвести социальную выплату.

К участию в деле в качестве 3-го лица судом привлечено Министерство регионального развития Российской Федерации, ОГУ «Центр социальных выплат»- в качестве соответчика.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В кассационной жалобе директор Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> ФИО7 считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение, отказав ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что право ФИО1 на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета является производным от права ее умершего супруга - участника Великой Отечественной войны. Факт смерти ФИО8 никаким образом не влияет на объем мер социальной поддержки, полагающихся истице, как вдове умершего участника Великой Отечественной войны, согласно статье 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

     Указывает, что ФИО1 может иметь право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в случае выселения ее из занимаемого служебного жилого помещения.

      

      Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.

Решение суда основано на правильно примененных нормах материального права, перечень и анализ которых приведен в мотивировочной части решения.

Указом Президента Российской Федерации N 714 от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (п. 1).

В силу п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, лица, проработавшие в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев и лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

       В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах" семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно пункту 2 статьи 21 указанного закона (с изменениями, внесенными ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

По смыслу данного закона, направленного на укрепление гарантий социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, право на меры социальной поддержки, дополнительно к указанным ранее, приобрели и супруги умерших участников ВОВ. Указанным законом расширен и уточнен круг членов семей ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которым предоставляются меры социальной поддержки. Однако данные обстоятельства ответчиком при принятии решения об отказе ФИО1 в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условии из средств федерального бюджета учтены не были.

Согласно статье 23.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как видно из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО8, в новый брак не вступала. Она имеет удостоверение ВВ , которым обозначено ее право на получение прав и льгот, установленных ст. 20 ФЗ «О ветеранах», и удостоверение серии Б о праве на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и вдов погибших (умерших) участников ВОВ, предусмотренных ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно справке военного комиссариата <адрес> от мая 2010 года , выданной ФИО1, ФИО8 являлся участником ВОВ, проходил службу с января 1943 года по январь 1946 года в звании рядового на Центральных военных базах и .

ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> 24.12. 2008 года вместе с дочерью ФИО10 и внучкой ФИО9, собственником квартиры является ФИО10По данным регистрационного учета истица была вселена в жилое помещение как член семьи. ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список очередности инвалидов войны и семей погибших (умерших) военнослужащих (категория - вдова) за .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОГУ «Центр социальных выплат» о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника ВОВ, в чем ей было отказано Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> по мотиву, что её муж при жизни имел право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах», а факта выселения из занимаемого служебного жилого помещения не имелось.

Разрешая спор, суд на основании анализа указанных выше норм права и конкретных обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о том, чтоФИО1 нуждается в улучшении жилищных условий и относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Суд обоснованно не согласился с доводами ответчика о том, что право истицы ФИО1 на обеспечение жильем производно от права её умершего супруга, ветерана ВОВ ФИО8, и не может быть больше по объему. Не основан на законе и довод о том, что, поскольку ФИО8 проходил службу не в составе действующей армии и при жизни имел бы право только на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 ФЗ «О ветеранах», то и истица вправе претендовать на обеспечение жильем лишь при выселении её из служебного жилого помещения.

       Возникшие между сторонами правоотношения по обеспечению вдовы участника ВОВ жильем за счет средств федерального бюджета, в полном объеме регулируются подпунктом 4 п. 1 и п.2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах". Каких - либо дополнительных условий и ограничений для предоставления предусмотренных данными нормами права мер социальной поддержки супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, ни Указ Президента Российской Федерации N 714 от ДД.ММ.ГГГГ, ни Федеральный закон "О ветеранах" не содержат. Как было указано выше, данные меры социальной поддержки супруги умерших участников ВОВ приобрели дополнительно к ранее установленным.

Не может быть признан состоятельным и основанным на законе довод ответчика об отсутствии оснований для предоставления ФИО1 мер социальной поддержки и потому, что истица поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях только в августе 2010<адрес> довод основан на ошибочном толковании ответчиком подпункта 4 п. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах". Содержащееся в данной норме требование о предоставлении нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем при условии постановки на учет до ДД.ММ.ГГГГ, относится только к ветеранам боевых действий и членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий.

Другие доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы, которые приводились в ходе рассмотрения дела и которым дана надлежащая оценка, по изложенным выше причинам состоятельными признаны быть не могут и основаниями к отмене решения не являются.

        При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу директора Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес> ФИО7 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: