Кассационное определение №33-1850 от 16 ноября 2011 г.



Судья Вернер Л.В.                                                                                                Дело № 33-1850

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«16» ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Демьяновой Н.Н., Зиновьевой О.Н.,

при секретаре Поповой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Коряковцева Константина Юрьевича по доверенности Смирнова Андрея Сергеевича на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 23 сентября 2011 года по иску Коряковцева Константина Юрьевича к администрации городского округа город Шарья о предоставлении жилого помещения, которым в удовлетворении иска Коряковцева К.Ю. отказано.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

18 апреля 2011 г. Коряковцев К.Ю. обратился в суд с иском (уточненным в ходе рассмотрения дела) к администрации городского округа г. Шарья о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм и взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что он в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, т.к. его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец находился в местах лишения свободы. Он находился под опекой своей бабушки ФИО9 Постановлением главы администрации города Шарьи от 21.04.1994 г. за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> Заключением межведомственной комиссии городского округа г. Шарья от 25.02.2006 г. № 13 жилой дом по указанному адресу был признан аварийным и подлежащим сносу, затем снесен. По окончании <данные изъяты> юридического института он (истец) остался проживать в г. <данные изъяты>, поскольку закрепленное в г. Шарье жилье было непригодно для проживания. Постановлением главы городского округа г. Шарья от 14.07.2009 г. постановление от 21.04.1994 г. о закреплении жилплощади было отменено, с чем он не согласен. На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Он (истец) относится к указанной категории лиц, желает проживать в г. Шарье, в г. <данные изъяты> проживает вынужденно, т.к. жилье в г. Шарье было признано аварийным и снесено.

Судом к участию в деле в качестве соответчика был привлечен департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Смирнов А.С. отказался от исковых требований к администрации городского округа г. Шарья в части взыскания компенсации морального вреда.

Определением Шарьинского районного суда Костромской области от 22 сентября 2011 года производство по делу в части исковых требований Коряковцева К.Ю. к администрации городского округа город Шарья о взыскании компенсации морального вреда прекращено.

Судом вынесено вышеназванное решение.

В кассационной жалобе представитель Коряковцева К.Ю. по доверенности Смирнов А.С. просит принятое по делу решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права и не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела, которые могли существенно повлиять на выводы суда при принятии решения. Указывает, что ссылка суда на ст.ст. 49 и 51 ЖК РФ необоснованна. Полагает, что Коряковцев К.Ю. подлежит обеспечению жилым помещением, т.к. в собственности и по договорам социального найма жилой площадью не обладает. На момент окончания обучения жилое помещение, закрепленное за истцом, признано непригодным для проживания и впоследствии снесено, т.е. на момент окончания обучения Коряковцев К.Ю. не был обеспечен жильем, отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что наличие в собственности супруги истца жилой площади, которая приобретена ею до брака с ФИО2, не может влиять на его жилищные права.

В возражениях относительно кассационной жалобы представитель администрации городского округа г. Шарья Соколова Т.В. полагает решение суда вынесенным в соответствии с требованиями действующего законодательства, а доводы кассационной жалобы - не подлежащими удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Принимая решение, суд правильно применил материальный закон и исходил из того, что у Коряковцева К.Ю. отсутствует право на обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке как лица из категории детей-сирот.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В суде первой инстанции истцом и его представителями не оспаривалось то обстоятельство, что до достижения возраста 23 лет Коряковцев К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию г. Шарьи не обращался.

Как следует из преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года, а также из ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

Таким образом, исходя из положения ч.3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Поскольку Коряковцев К.Ю. ранее на учете в администрации г. Шарьи не состоял, на момент обращения с иском в суд о предоставлении жилья он уже утратил статус лица из детей-сирот, в данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право. При таких обстоятельствах Коряковцев К.Ю. не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди по приводимым истцом основаниям.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждение доводы истца о нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Судом установлено, что Коряковцев К.Ю. в г. Шарье не проживает, с 2009 г. истец зарегистрирован по месту жительства и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем его супруге.

Проанализировав положения ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, суд с учетом установленных обстоятельств, указывающих на обеспеченность истца жильем, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Коряковцева К.Ю. о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, довод жалобы о том, что истец остается нуждающимся в жилье и имеет право на получение жилой площади по договору социального найма, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.

Остальные доводы представителя истца, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылки на обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда в кассационном порядке, и не влияют на решение суда.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законными и обоснованными, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 23 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Коряковцева Константина Юрьевича по доверенности Смирнова Андрея Сергеевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: