кассационное определение №33-1855 от 21 ноября 2011 г.



Судья М.В. Дедюева                                                                                             Дело № 33-1855

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«21» ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.А. Гусевой,

судей Н.Н. Демьяновой, О.Н. Зиновьевой,

при секретаре И.С. Шпилевой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Блохина ФИО13 на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 14 октября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Блохина ФИО14 о признании незаконным постановления администрации г.Костромы от 21.03.2011 г. №477 об исключении его из списка очередности нуждающихся в получении жилых помещений, восстановлении в указанном списке.

Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения В.Н. Блохина и его представителя В.В. Черепанова, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также возражения представителя администрации города Костромы С.А. Соснина, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

В.Н. Блохин обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации г.Костромы об исключении его из списка очередности лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и восстановлении в указанном списке. Требования мотивированы тем, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в <данные изъяты>, инвалидом <данные изъяты> группы. С 23 августа 1999 года он находился в списке очередности лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В письме от 25 января 2011 года комитет ЖКХ администрации г.Костромы сообщил ему о необходимости в срок до 15 февраля 2011 года представить документы по списку для ежегодной перерегистрации лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении. Во исполнение этого письма им 11 февраля 2011 года были предоставлены все необходимые документы, в том числе, документы, подтверждающие, что в его квартире зарегистрировано четыре человека. 09 февраля 2011 года у него родился внук, который впоследствии тоже был зарегистрирован в принадлежащем ему (заявителю) жилом помещении, однако сотрудница комитета ЖКХ отказалась принять документы о рождении внука и его регистрации в квартире. Постановлением администрации г.Костромы от 21.03.2011 г. он был исключен из списка очередности нуждающихся в получении жилых помещений в связи с обеспеченностью его и членов его семьи общей площадью жилого помещения более учетной нормы. При этом в данном постановлении указано на то, что его семья состоит из трех человек, между тем его семья состоит из пяти человек с учетом совместно проживающих с ним тестя и новорожденного внука. Кроме того, при исключении его из списка нуждающихся в получении жилых помещениях было оставлено без внимания его право на дополнительную жилую площадь, которое он имеет как инвалид-чернобылец, полковник и лицо, имеющее ученую степень.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе В.Н. Блохин просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Указывает, что суд оставил без должной оценки неверные данные о составе его семьи, содержащиеся в оспариваемом постановлении, приняв во внимание по этому вопросу лишь объяснения представителя администрации г.Костромы о том, что постановление было принято в соответствии с решением жилищной комиссии от 21 февраля 2011 года, а на тот момент новорожденный внук еще не был зарегистрирован в квартире; проживающий же в квартире тесть зарегистрирован в ней не как член семьи собственника, а по договору найма. Однако неверные данные о составе его семьи были подготовлены еще до заседания жилищной комиссии, а затем в течение месяца не были учтены его многократные устные и письменные обращения о необходимости пересмотреть решение жилищной комиссии в связи с неверным количеством зарегистрированных в квартире жильцов. Непонятно ему и то, почему его тесть, который был зарегистрирован в квартире еще с 2003 году по договору найма, в 2011 году не был внесен в список жильцов для рассмотрения его (заявителя) жилищного вопроса. Также считает ошибочным вывод суда о том, что право на дополнительную площадь не может учитываться при постановке на учет для улучшения жилищных условий, если это прямо не предусмотрено законом. Полагает, что это право должно учитываться при решении вопроса о снятии лица с учета, что также подтверждается письмами комитета ЖКХ, и с учетом этого права и количества зарегистрированных в его квартире человек, он будет являться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, указывает, что им не пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, так как он оспаривает законность постановления администрации г.Костромы от 21 марта 2011 года, которое он получил по почте в ответ на свое заявление только 19 мая 2011 года, заявление же в суд им было направлено 14 августа 2011 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Принимая решение, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления администрации г.Костромы об исключении В.Н. Блохина из списка очередности лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, нуждающихся в получении жилых помещений.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В статье 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Так, согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найм.

Как следует из материалов дела, В.Н. Блохин является участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, инвалидом <данные изъяты> группы в связи с аварией на ЧАЭС, с 23 августа 1999 года он с семьей из трех человек был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС (л.д. 10-12).

В настоящее время В.Н. Блохин проживает в трехкомнатной квартире, общей площадью 67,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит ему, его бывшей жене и его дочери на праве общей долевой собственности в равных долях.

В указанной квартире помимо ее владельцев зарегистрированы также ФИО8 (тесть В.Н. Блохина) - с 15 августа 2003 г. по договору найма и ФИО9 (внук заявителя), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - с 04 марта 2011 года (л.д.16).

Согласно ч.6 ст.7 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. №320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» орган, осуществляющий принятие на учет, ежегодно до 1 апреля проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.

Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить (направить) в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, для прохождения перерегистрации должны предоставить (направить) в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, подтверждающие основания, которые давали им право на получение жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В случае если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан представить (направить) новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган, осуществляющий принятие на учет, должен произвести проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых документов.

С учетом положений указанного Закона Костромской области комитетом ЖКХ администрации г.Костромы в письме от 25 января 2011 года В.Н. Блохину в целях перерегистрации граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, предложено в срок до 15 февраля 2011 года представить необходимые документы, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении (л.д.13).

По результатам рассмотрения представленных В.Н. Блохиным документов на заседании городской жилищной комиссии 21 февраля 2011 года комиссией было установлено, что семья заявителя, состоящая из трех человек, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы, установленной Решением Думы г.Костромы от 23.06.2005 г. №54 и равной 12 кв.м, что является основанием для снятия В.Н. Блохина с учета нуждающихся в получении жилых помещений и исключения его из списка очередности лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (л.д.17).

На основании данного решения жилищной комиссии В.Н. Блохин вместе с ФИО10 (бывшей женой) и ФИО11 (дочерью) постановлением администрации г.Костромы от 21 марта 2011 года исключен из списка лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, нуждающихся в получении жилых помещений (л.д.22).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что указанное постановление администрации г.Костромы является законным, принятым в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, поскольку на В.Н. Блохина и совместно проживающих с ним лиц (даже исходя из расчета пяти членов его семьи, а не трех, как было указано в решении жилищной комиссии) приходится по 13,46 кв.м, то есть более учетной нормы, установленной Решением Думы г.Костромы от 23.06.2005 г. №54 и равной 12 кв.м, что свидетельствует о том, что В.Н. Блохин не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Соглашаясь с приведенным выводом суда, судебная коллегия принимает во внимание и то, что брак В.Н. Блохина с ФИО10 расторгнут, а также то, что ему на праве собственности принадлежит 1/3 доли квартиры по указанному выше адресу.

Судом обоснованно отвергнуты как основанные на неправильном толковании норм закона доводы В.Н. Блохина и его представителя о том, что при решении вопроса о его нуждаемости в жилом помещении необходимо также учитывать право на дополнительную жилую площадь, поскольку это право, как правомерно указал суд, подлежит учету непосредственно при предоставлении жилого помещения.

Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что решение жилищной комиссии основано на неверных данных о составе семьи, об учете права В.Н. Блохина на дополнительную жилую площадь при решении вопроса о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения, так как названные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана правильная оценка.

Иным доводам В.Н.Блохина по этим вопросам судом также дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из содержания указанной нормы закона, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод. При этом обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В обоснование уважительной причины пропуска срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г.Костромы от 21 марта 2011 года В.Н. Блохин ссылался на то, что это постановление он получил только 19 мая 2011 года по своему заявлению, в то время как в силу ч.2 ст.56 ЖК РФ решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях уполномоченный орган должен был направить ему не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия.

Однако из материалов дела следует, что В.Н. Блохин узнал о нарушении своего права в марте 2011 года, когда он получил письмо заместителя председателя комитета ЖКХ администрации г.Костромы от 05 марта 2011 года о рассмотрении его документов на заседании городской жилищной комиссии и принятии решения о снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений, что самим В.Н. Блохиным не оспаривалось (л.д.61).

Кроме того, об этом свидетельствует и последующее обращение В.Н. Блохина 29 марта 2011 года в комитет ЖКХ администрации г.Костромы с заявлением о необоснованности принятого жилищной комиссией решения (л.д.18-19).

Довод кассатора о том, что он не мог оспаривать постановление администрации г.Костромы, не ознакомившись с его содержанием, в данном случае не может служить основанием для восстановления пропущенного срока, поскольку это постановление принято на основании решения жилищной комиссии, о чем прямо было указано в письме заместителя председателя комитета ЖКХ администрации г.Костромы от 05 марта 2011 года, и его содержание включает только фразу об исключении В.Н. Блохина, его бывшей жены и его дочери из списка лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, нуждающихся в получении жилых помещений.

В этой связи вывод суда о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд следует признать правильным.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 14 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу В.Н. Блохина - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: