Кассационное определение №33-1984 от 12 декабря 2011 г.



Судья Шабарова И.А.                                                                                             Дело № 33-1984

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«12» декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Гусевой Н.А.,

судей Никулинской Н.Ф., Зиновьевой О.Н.,

с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,

при секретаре Шпилевой И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Смирновой Анны Васильевны к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании права на получение меры социальной защиты по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета,

по кассационной жалобе директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Прудникова И.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 сентября 2011 года, которым исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворены, за Смирновой Анной Васильевной, являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, признано право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., возражения прокурора Хрящевой Е.Ю. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Ивановского сельского поселения в интересах Смирновой А.В. о признании за ней, являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны, права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г., статьями 21, 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Требования мотивированы тем, что муж Смирновой А.В. - ФИО1, 1930 г.р., являлся участником Великой Отечественной войны, принимавшим участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, т.е. относился к ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии с подп. «е» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах». Смирнова А.В. как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». Закон не ставит предоставление данной меры социальной поддержки в зависимость от периодов службы участников Великой Отечественной войны. Для реализации прав, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» юридически значимыми обстоятельствами являются, во-первых, является ли лицо членом семьи участника Великой Отечественной войны; во-вторых, нуждается ли в улучшении жилищных условий. Данные условия для предоставления социальной выплаты у Смирновой А.В. имеются, однако до настоящего времени она социальную выплату для обеспечения жильем как вдова участника Великой Отечественной войны не получила. В нарушение указанных норм администрацией Ивановского сельского поселения письмом от 29.09.2010 г. №53 Смирновой А.В. в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отказано. При этом решение администрации принято на основании протокола от 13 мая 2010 г. заседания рабочей группы по проведению мониторинга обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны по рассмотрению спорных и отказных дел ветеранов, согласно которому Смирновой А.В. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем, т.к. она не относится к категории лиц, установленной законодательством для обеспечения жильем, поскольку ветеран ФИО1 участвовал в ликвидации националистического подполья в послевоенные годы, а в Указе Президента РФ от 08 мая 2008 г. № 714 установлен период 1941-1945 г.г. Непредоставление указанной меры социальной поддержки противоречит действующему законодательству и нарушает право Смирновой А.В. на достойное существование и право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.

Определением Шарьинского районного суда Костромской области от 14 июля 2011 г. произведена замена ответчика, вместо администрации Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района в качестве ответчиков привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области и ОГУ «Центр социальных выплат». В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчиков привлечена администрация Ивановского сельского поселения; гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Свердловский районный суд г. Костромы.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 28 сентября 2011 г. надлежащим ответчиком по делу признано ОГКУ «Центр социальных выплат» вместо ОГУ «Центр социальных выплат» на основании постановления администрации Костромской области от 27 июня 2011 г. № 235-а «Об изменении типа областных государственных учреждений Костромской области в целях создания казенных учреждений Костромской области».

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 28 сентября 2011 г. исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Смирновой А.В. удовлетворены. За Смирновой А.В., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, признано право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

В кассационной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Прудников И.В. просит принятое судом решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что муж Смирновой А.В. являлся участником Великой Отечественной войны с правом на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Письмом Министерства регионального развития РФ от 20 мая 2010 г. № 20847-ВТ/07 четко ограничен период боевых действий с 22 июня 1941 г. по 03 сентября 1945 г. Позиция департамента подтверждается и тем, что Указ Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жилье ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», как следует из названия, распространяется на ветеранов, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В связи с тем, что муж Смирновой А.В. принимал участие в боевых действиях по ликвидации националистического подполья с июля 1951 г. по октябрь 1951 г., у него отсутствовало право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Право Смирновой А.В. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета является производным от права ее умершего супруга, и, следовательно, Смирнова А.В. такого права не имеет.

В возражениях относительно кассационной жалобы Смирнова А.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что Смирнова А.В. относится к категории лиц «вдовы погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны», имеющих право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Судебная коллегия находит такое суждение суда правильным, так как оно соответствует действующему законодательству при его правильном толковании и основано на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Смирнова А.В. после смерти мужа ФИО1, участника Великой Отечественной войны, в новый брак не вступала, имеет выданное в установленном порядке удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ о праве на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших (умерших) военнослужащих ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно представленным в материалы дела документам ФИО1 с июля 1951 года по октябрь 1951 года в составе в/ч участвовал в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины и в соответствии со ст. 2 п. 1 подп. 1 подп. «е» ФЗ «О ветеранах» относится к категории участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с подп. «е» подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

В силу ст. 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки Российской Федерацией были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 23.2 названного Закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 г. N 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в 2009 - 2011 годах.

Судом бесспорно установлено, что до обращения с заявлением в администрацию Ивановского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о постановке на учет для предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем Смирнова А.В. состояла на учете в органе местного самоуправления на получение жилья.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции в полном соответствии с федеральным законодательством пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Шарьинского межрайонного прокурора и признания за Смирновой А.В., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Приведенный вывод суда подтвержден фактическими данными по делу, со ссылками на нормы материального права, подробно мотивирован в решении и сомнений в законности не вызывает.

Довод кассационной жалобы департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о том, что положения подп. «е» подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» следует применять в части установления периода боевых действий по защите Отечества и распространять на граждан, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии до 3 сентября 1945 года (до окончания Второй мировой войны), в связи с чем Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» на лиц, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии после 3 сентября 1945 года, не распространяется, основан на ошибочном субъективном толковании норм материального права.

Разрешая спор, суд правомерно исходил из того, что военнослужащие, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы - ветеранами Великой Отечественной войны.

При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для лиц, указанных в подп. «е» подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах», принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период после 3 сентября 1945 года, такой меры социальной поддержки - как обеспечение жильем.

Более того, как верно указал суд, меры социальной поддержки, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», направлены на укрепление гарантий социальной поддержки семей умерших участников Великой Отечественной войны и являются дополнительными к тем, которые были установлены для них ранее.

С учетом изложенного судебная коллегия признает обжалуемое судебное решение законным и обоснованным и не находит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Прудникова И.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи