кассационное определение №33-1902



Судья: Воронина М.В.                                                                                        Дело № 33-1902

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Гусевой Н.А.,

судей Синицыной О.Р., Ильиной И.Н.,

при секретаре Строговой М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г.Костромы по доверенности Шаталовой Надежды Николаевны на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 21 октября 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Волнухина Дмитрия Николаевича, действующего в интересах Волнухина Андрея Николаевича к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения: на администрацию г.Костромы возложена обязанность предоставить Волнухину Андрею Николаевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г.Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Синицыной О.Р., объяснения Волнухина Д.Н., действующего в интересах Волнухина А.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Волнухин Д.Н., действуя в интересах недееспособного Волнухина А.Н., обратился в суд с иском к администрации г. Костромы о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по нормам предоставления площади жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Волнухин А.Н. является его братом, семьи, детей у него нет, проживает в квартире по адресу г.Кострома, ул.Костромская, д.90, кв.108, принадлежащей ему - Волнухину Д.Н. Решением Свердловского районного суда г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан недееспособным. Волнухин Д.Н. является его опекуном, постоянно прописан и проживает с братом. С 2008 года Волнухин А.Н. страдает психическим заболеванием, вследствие чего совместное проживание с ним в одной комнате других лиц невозможно. Диспансерным отделением ГУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» ФИО3 выдана справка о том, что он имеет право на жилищные льготы согласно Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства № 378 от 16.06.2006 г. Брату в связи с заболеванием установлена 2 группа инвалидности бессрочно, единственным источником существования является пенсия и его (Волнухина Д.Н.) помощь. 17 августа 2011 года он в интересах опекаемого обратился в Комитет ЖКХ администрации г.Костромы с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений, в чем ему было отказано. Полагает, что действия администрации г.Костромы являются незаконными. Ссылаясь на положения п.3 ч.2 ст.57, п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, просил иск удовлетворить.

При рассмотрении дела судом в качестве третьих лиц привлечены Комитет ЖКХ администрации г.Костромы и Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г.Кострома.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель администрации г. Костромы Шаталова Н.Н. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в иске Волнухину Д.Н., действующему в интересах ФИО3 Ссылаясь на положения п.3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, указывает, что данной нормой предусмотрено право граждан на получение жилья, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. ФИО3 на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения при администрации г.Костромы не состоит, в постановке на учет ему было отказано. ФИО3 проживает в жилом помещении по адресу г.Кострома, ул.Костромская, д.90, кв.108, общей площадью 34,5 кв. м с ДД.ММ.ГГГГ, изначально был зарегистрирован как член семьи собственника. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вступил в права наследства после матери на 1/2 долю квартиры. Далее, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подарил свою 1/2 долю в квартире брату Волнухину Д.Н. До июня 2011 года в данной квартире ФИО3 проживал один. Однако с ДД.ММ.ГГГГ в квартире зарегистрирован его брат Волнухин Д.Н., у которого имеется в собственности 3/4 доли квартиры, расположенной по адресу г.Кострома, ул.Советская, д.97, кв.60. Все указанные действия администрация расценивает как намеренное ухудшение жилищных условий ФИО3 с целью приобретения у него права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ для признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке одного лишь заболевания, включенного в перечень заболеваний недостаточно, юридическое значение имеет также и то обстоятельство, что в одном жилом помещении проживает более одной семьи. Указанное обстоятельство в данном случае не подтверждено.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, исходил из того, что ФИО3 страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, занятой несколькими семьями, при этом посчитал, что ФИО3 и Волнухин Д.Н. не являются членами одной семьи.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неверном толковании закона, не соответствует обстоятельствам дела.

В силу п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Таким образом, по смыслу вышеуказанной нормызакона правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пользуются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений либо членами семьи нанимателя, либо членами семьи собственника жилого помещения, но проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе их семьи, имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания.

        Довод Волнухина Д.Н., с которым по существу согласился и суд, о том, что он и его брат ФИО3 проживают разными семьями, нельзя признать убедительным, поскольку достоверных доказательств в подтверждение указанного обстоятельства суду не представлено.

В соответствии с положениями ч. 1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как видно из материалов дела, в квартиру по адресу г.Кострома, ул.Костромская, д.90, кв.108 изначально был вселен ФИО3 и был зарегистрирован с апреля 2001 года как член семьи собственника ФИО10 (матери). Затем, после её смерти, ФИО3 стал проживать в квартире как сособственник жилья, унаследовав 1/2 долю квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19 апреля 2002 года.

В 2008 году ФИО3 установлена инвалидность по психическому заболеванию, на основании решения Свердловского районного суда г.Костромы от 29 июля 2010 года он признан недееспособным. Опекуном назначен Волнухин Д.Н., который проживает с ним в одной квартире с июля 2011 года. Как следует из акта обследования жилищно-бытовых условий ФИО3 от 20 октября 2011 года, в квартире по адресу: г.Кострома, ул.Костромская, д.90, кв.108 проживают два человека ФИО3 и его брат Волнухин Д.Н. В квартире имеются две кровати, вещи постираны, в квартире убрано. Со слов подопечного, его опекун (брат Волнухин Д.Н.) проживает с ним постоянно. Сам опекун Волнухин Д.Н. при обследовании жилищно-бытовых условий пояснял, что они вместе с братом ходят в магазин, покупают продукты, он следит, чтобы ФИО3 ежедневно принимал лекарства, пенсия брата расходуется, в том числе на оплату коммунальных услуг за квартиру. Таким образом, приведенные доказательства свидетельствуют о том, что Волнухин Д.Н. не только исполняет свои обязанности как опекун по отношению к опекаемому, но между Волнухиными имеются семейные отношения, так как они проявляют заботу по отношению друг к другу, являются близкими родственниками, совместно организовывают свой быт. В суде первой инстанции Волнухин Д.Н. указал, что семейные отношения с супругой ФИО11 у него прекращены (прот.с.з.,л.д.103).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Волнухин Д.Н. и ФИО3 являются членами одной семьи, следовательно, одно из необходимых условий для признания истца нуждающимся в жилом помещении по основаниям п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ -проживание в квартире, занятой несколькими семьями, отсутствует.

Кроме того, положения п. 4 ч. 1 ст. 51ЖК РФ и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ направлены на улучшение жилищных условий не только самих граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, но и граждан, которые вынуждены проживать совместно с ними, но лишь в том случае, когда у них не имеется иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Между тем при рассмотрении данного спора, судом установлено, что у Волнухина Д.Н. имеется в собственности 3/4 доли в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу г.Кострома, ул.Советская, д.97,кв.60, общей площадью 90,7 кв.м, то есть у него имеется иное жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, в котором он может проживать отдельно от ФИО3, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.

Нельзя согласиться и с выводом суда о том, что не имеет юридического значения в возникшем споре сделка по отчуждению ФИО3 1/2 доли в квартире по адресу г.Кострома, ул.Костромская, д.90, кв.108 своему брату Волнухину Д.Н., учитывая следующее.

Из материалов дела следует, что ФИО3 проживает в квартире, расположенной по адресу г.Кострома, ул.Костромская, д.90, кв.108, общей площадью 34, 4 кв.м с 18 апреля 2001 года. Как указано выше, эта квартира принадлежала ранее на праве собственности ФИО10, умершей ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 и Волнухин Д.Н., являясь наследниками по закону, унаследовали данную квартиру в равных долях (л.д.34).

На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подарил 1/2 долю в указанной квартире своему брату Волнухину Д.Н. (л.д.40).

В связи с признанием ФИО3 недееспособным, приказом Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном недееспособного ФИО3 назначен Волнухин Д.Н. В приказе отражено о необходимости принятия мер по сохранению за ФИО3 права пользования жилым помещением по адресу г.Кострома, ул.Костромская,д.90,кв.108. (л.д.10).

29 июля 2011 года Волнухин Д.Н. вселился и оформил регистрацию в квартире брата (л.д.36).     

Затем, 17 августа 2011 года он от имени опекаемого ФИО3 обратился в администрацию г.Костромы с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Администрация г.Костромы, рассмотрев заявление, письмом от 2 сентября 2011 года отказала в удовлетворении заявления о приеме ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях, при этом основаниями к отказу явилось то, что он проживает в качестве члена семьи собственника в благоустроенном жилом помещении общей площадью 34,5 кв.м, заявителем не представлено документов о наличии или отсутствии жилых помещений у Волнухина Д.Н., также в отказе имеется ссылка на положения ст.53 ЖК РФ (л.д.39).

         В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Согласно п.3 ч.2 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

          Исходя из позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, положениями ст. 53 ЖК РФ установлена определенная санкция за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади, а именно в том случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена прямая причинная связь.

           Имеющиеся в настоящем деле доказательства при их оценке по правилам ст. 67 ГПК РФ, не позволяют признать действия граждан разумными и добросовестными, совершенными при отсутствии цели постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Так, ФИО3, имея в собственности 1/2 долю жилого помещения по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, д.90, кв.108, нуждающимся в жилом помещении не был, поскольку общая площадь указанного помещения, приходящаяся на каждого собственника, превышала установленную решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года № 54 учетную норму в 12 кв. метров, фактически проживал один.

Таким образом, действиями по отчуждению 1/2 доли квартиры, путем оформления договора дарения в пользу Волнухина Д.Н., вселением в квартиру Волнухина Д.Н. в июле 2011 года, то есть непосредственно перед обращением с заявлением в администрацию в августе 2011 года о постановке брата на учет, были намеренно ухудшены жилищные условия ФИО3

        В соответствии с частями 1-3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной цели. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

         Оценивая имеющиеся доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что Волнухиным Д.Н. - опекуном ФИО3 осознанно были совершены умышленные действия по ухудшению жилищных условий опекаемого им ФИО3, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении его другим жильем. При этом между этими действиями и намерением поставить ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях усматривается прямая причинная связь.

На момент обращения Волнухина Д.Н. в интересах ФИО3 с заявлением о принятии на учет, установленный ст. 53 ЖК РФ срок, не истек.

Таким образом, отказ администрации г.Костромы в приеме ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения соответствует требованиям действующего жилищного законодательства, поскольку основания для признания его нуждающимся в жилом помещении отсутствуют.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в иске Волнухина Д.Н., действующего в интересах ФИО3, к администрации городского округа г.Кострома о предоставлении ФИО3 по договору социального найма благоустроенного жилого помещения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 октября 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В иске Волнухина Дмитрия Николаевича, действующего в интересах ФИО3, к администрации городского округа г.Кострома о предоставлении ФИО3 по договору социального найма благоустроенного жилого помещения - отказать.

Председательствующий

Судьи