кассационное определение №33-1943



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«05» декабря 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Синицыной О.Р., Зиновьевой О.Н.,

при секретаре Богдановой Л.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Военного комиссариата Костромской области Шушаровой Л.В. на решение Свердловского районного суда от 25 октября 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Педан Светланы Васильевны, Хмельницкой Ольги Николаевны, Волошиной Светланы Валентиновны к Военному комиссариату Костромской области о взыскании расходов на обучение.

Заслушав доклад судьи Синицыной О.Р., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Педан С.В., Хмельницкая О.Н., Волошина С.В. обратились в суд с исками к Военному комиссариату Костромской области о возмещении затраченных средств на повышение квалификации: Педан С.В. в размере 11 715 рублей, Хмельницкая О.Н. в размере 16 850 рублей, Волошина С.В. в размере 8 000 рублей. В обоснование иска указали, что работают на медицинских должностях военно-врачебной комиссии в Военном комиссариате Костромской области. Их заработная плата зависит от квалификационной категории по медицинским специальностям, обязательным условием получения такой категории является обучение на курсах повышения квалификации. В связи с тем, что сроки квалификационной категории истекали, в 2010-2011 годах они прошли курсы повышения квалификации, самостоятельно оплатив их стоимость из собственных средств. Ответчик отказывается оплачивать им расходы на обучение, в связи с отсутствием средств по данной статье расходов. Ссылаясь на ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения РФ №314 от 09.08.2001 года, Приказ Министерства обороны РФ от 05.09.2002 года №358, просили удовлетворить исковые требования.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 1 августа 2011 года дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 25 октября 2011 года исковые требования удовлетворены. Постановлено взыскать с Военного комиссариата Костромской области расходы по обучению в пользу: Педан С.В. в размере 11 715 рублей, Хмельницкой О.Н. в размере 16 850 рублей, Волошиной С.В. в размере 8 000 рублей.

В кассационной жалобе представитель Военного комиссариата Костромской области Шушарова Л.В., действующая по доверенности, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о том, что расходы на обучение работников несет работодатель, а не работник не подтвержден ссылками на конкретную норму закона. Ссылаясь на Приказ Министра обороны РФ от 05.09.2002 года №358 «Об утверждении положения о подготовке специалистов медицинской службы Вооруженных сил РФ в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования в Министерстве обороны РФ» и на статью 197 Трудового кодекса РФ, указывает, что право работника на профессиональную переподготовку и повышение квалификации реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Такие договоры между истицами и Военным комиссариатом Костромской области не заключались.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Педан С.В., Хмельницкой О.Н. и Волошиной С.В., суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о наличии права у истиц на обучение и повышение квалификации, и на возмещение данных расходов за счет работодателя.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.

        В соответствии со ст.394 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

       В силу ст.197 ТК РФ Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Как следует из материалов дела, истицы работают по трудовым договорам в Военном комиссариате Костромской области в военно-врачебной комиссии: Педан С.В. в должности врача-терапевта (член комиссии), Хмельницкая О.В. в должности врача-отоларинголога (член комиссии), Волошина С.В. в должности медицинской сестры.

Все истицы прошли обучение по своей медицинской специальности и им присвоена квалификационная категория, что подтверждено свидетельствами о повышении квалификации и другими документами, имеющимися в деле. Расходы Педан С.В. на обучение на курсах повышения квалификации документально подтверждены на сумму 11 715 руб., Хмельницкой О.В. на сумму 16 850 руб., Волошиной С.В. на сумму 8 000 руб.

       С доводом кассационной жалобы о том, что вывод суда об обязанности работодателя нести расходы на обучение работников не подтвержден ссылками на конкретную норму закона, а ст.197 ТК РФ предусматривает реализацию данного права работника лишь путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, согласиться нельзя.

       В силу ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

       В силу ст.63 названного Закона медицинские работники имеют право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки, совершенствование профессиональных знаний.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 09.08.2001 N 314 (ред. от 19.03.2009г., действовавшего в период правоотношений сторон) «О порядке получения квалификационных категорий» (действовавшему в период обучения истиц), специалист может получить квалификационную категорию по специальностям, соответствующим как основной, так и совмещаемой должностям. Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении. (пункты 1.4, 1.5 Приказа).

         В действующем Положении о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 июля 2011 года №808н (вступившем в силу с 15 октября 2011 года), содержатся аналогичные нормы относительно прав медицинских работников на повышение квалификационных категорий.

        Пунктом 5 Положения о подготовке специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Приказом Министра обороны РФ от 05.09.2002 N 358 (ред. от 20.06.2009) установлено, что послевузовское и дополнительное профессиональное образование врачей (провизоров) осуществляется в военно-медицинских вузах и научно-исследовательских организациях, имеющих соответствующие лицензии. Дополнительное профессиональное образование среднего медицинского персонала осуществляется в отделениях (на курсах) повышения квалификации среднего медицинского персонала военно-медицинских вузов и в учебно-методических отделах госпиталей видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил, военных округов, флотов. Дополнительное профессиональное образование специалистов медицинской службы Вооруженных Сил также может осуществляться в образовательных учреждениях, не входящих в состав Министерства обороны.

       Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что истицы не только имеют право, но и обязаны систематически подтверждать и повышать свою квалификацию.

В соответствии с ч.1 ст. 196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

        В соответствии с ч.4 названной статьи в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В представленном суду коллективном договоре Военного комиссариата Костромской области на 2009-2010 годы также закреплено, что работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель создает необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставляет гарантии, установленные законодательством (ч.2 п.2.6 коллективного договора).

          В данном случае, повышение квалификации истиц являлось одним из условий выполнения ими своей деятельности. Так, пунктом 5 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (ред. от 24.09.2010) предусмотрено как одно из условий лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности: наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет.

Как видно из материалов дела, в суде представитель третьего лица - Управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области по доверенности Родина Л.Н. поясняла, что Управление выдает лицензию на право осуществления медицинской деятельности и проведение военно-врачебной экспертизы. При несоблюдении пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности Военный комиссариат Костромской области не получил бы лицензию на медицинскую деятельность. Отсутствие у специалиста документа, свидетельствующего, что курсы повышения квалификации пройдены своевременно, является грубым нарушением лицензионных условий и требований и влечет административную ответственность по ст.19.20 КоАП РФ. (прот.с.з.,л.д.125).

Данные обстоятельства подтверждены в суде и председателем военно-врачебной комиссии отдела подготовки по призыву граждан Военного комиссариата Костромской области Карачковым М.Ю.

       Пунктом 43 Положения о подготовке специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации предусмотрено, что ответственность за правильность и своевременность направления кандидатов на циклы дополнительного профессионального образования в соответствии с выделенными учебными местами несут начальники медицинской службы видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил, военных округов, флотов, главных и центральных управлений Министерства обороны, командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей, начальники вузов и научно-исследовательских организаций, начальники военно-медицинских учреждений центрального подчинения.

Кроме того, как правильно указал суд, ответчик при прохождении истицами курсов повышения квалификации, не возражал против прохождения ими обучения с отрывом от работы, сохранял за ними место работы (должность) и среднюю заработную плату, то есть фактически предоставил гарантии, установленные законодательством

       Учитывая изложенное, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

       Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда от 25 октября 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Военного комиссариата Костромской области Шушаровой Л.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:-