Кассационное определение №33-198 от 08.02.2012г.



Судья Е.А. Кучина                                                               № 33-198

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 февраля 2012 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего И.Н. Ильиной,

судей С.Б. Лукьяновой, С.В.Андреева,

при секретаре Ю.С. Лбовой,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Вилкова Николая Сергеевича, Медведева Сергея Тимофеевича, Андреева Петра Акимовича, Ибрагимова Вагиза Кавиевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 декабря 2011 г., которым Андрееву Петру Акимовичу, Медведеву Сергею Тимофеевичу, Ибрагимову Вагизу Кавиевичу, Вилкову Николаю Сергеевичу отказано в удовлетворении исковых требований к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии.

Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

                

П.А. Андреев, С.Т. Медведев, В.К. Ибрагимов, Н.С. Вилков обратились в суд с исками к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии за период с января 1999 г. по ноябрь 2007 г. с учетом индексации. Требования мотивировали тем, что они являются пенсионерами Министерства обороны РФ, согласно ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в состав денежного довольствия для исчисления пенсий военным пенсионерам входит месячная стоимость продовольственного пайка. Согласно пункта 11 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной соответственно по общевойсковому продовольственному пайку и по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12. Суточную стоимость продовольственного пайка, рассчитанного по данным Госкомстата РФ, определило ЦПУ МО РФ. В нарушение указанных норм ответчик неправильно исчислял им пенсию, исходя не из реальной стоимости продовольственного пайка, выплачивая суммы меньшего размера, чем это определено законом. Кроме того, из-за инфляционных процессов изменялись цены на товары продовольственного назначения, изменялась его суточная стоимость, что не учитывалось ответчиком.

П.А. Андреев просил взыскать с ответчика задолженность по пенсии с учетом индексации в сумме 167990 руб. 85 коп., С.Т. Медведев - в сумме 129 223 руб. 73 коп., В.К. Ибрагимов - 152484 руб., Н.С. Вилков - 152484 руб.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 14 ноября 2011 г. гражданские дела по искам В.К. Ибрагимова, С.Т. Медведева, П.А. Андреева, Н.С. Вилкова к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационных жалобах Н.С. Вилков, С.Т. Медведев, П.А. Андреев, В.К. Ибрагимов просят решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагают несостоятельными ссылки суда на ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п.14 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 941«О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», поскольку за указанный период суточная норма новыми продуктами питания не дополнялась, увеличение месячной стоимости продовольственного пайка осуществлялось за счет ежемесячного роста цен на продукты питания, заложенных в суточную норму продовольственного пайка. В судебное заседание был предоставлен расчет, из которого усматривается, что стоимость продовольственного пайка ежемесячно изменялась в сторону увеличения за счет ежемесячного роста цен на продукты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальными федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Пенсия истцам исчислена правильно, поскольку для расчета пенсий взят размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка установленный соответствующим нормативно правовым актом на 1999год в размере 12, 43 руб. в сутки и Федеральными законами о бюджете на 2000 -2007 годы в размере 20 руб. в сутки.

Суд, проанализировав положения ст.43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей до 1 декабря 2007 года, ст.49 указанного Закона, п.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», правомерно исходил из того, что подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

На 1999 год стоимость продовольственного пайка была установлена совместными Указаниями ЦПУ МО РФ и ГУВБиФ МО РФ и составляла 12,43 руб. в сутки, что соответствовало положениям ст.14 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 27.05.1998г.),

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена с 2000 года федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.

В силу ст.162 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и соответствующих статей соответствующих законов на последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

В этой связи доводы жалоб о том, что суд применил нормы закона, не подлежащие применению, основаны на их ошибочном толковании и не являются основанием к отмене решения суда.

Поскольку решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, то оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Вилкова Николая Сергеевича, Медведева Сергея Тимофеевича, Андреева Петра Акимовича, Ибрагимова Вагиза Кавиевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: