Судья Лепина Л.Л. Дело № 33-244 А О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 13 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего Гусевой Н.А., судей Демьяновой Н.Н., Зиновьевой Г.Н. при секретаре Поповой Е.В. рассмотрела в апелляционном порядке частную жалобу директора МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» В. на определение Костромского районного суда Костромской области от 12 января 2012 года, которым МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Костромского районного суда Костромской области от 12 января 2010 года. Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Решением Костромского районного суда Костромской области от 12 января 2010 года удовлетворены исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц. На МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» возложена обязанность в срок до 01 февраля 2011 года: выполнить мероприятия по прекращению сброса недостаточно очищенных сточных вод в реки Буянка и Сущевка; обеспечить очистку вод, сбрасываемых в реки Буянка и Сущевка, в соответствии с требованиями, предусмотренными Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, а также санитарными правилами, гигиеническими нормативами качества воды; осуществлять сброс вод в водные объекты в соответствии с разработанными и утвержденными нормативами допустимых сбросов, при наличии разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты и решения о предоставлении водного объекта в пользование. Решение суда вступило в законную силу 23 января 2010 года. МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения на срок до 31 декабря 2013 года. В обоснование требований указало, что до 01 декабря 2011 года предприятием выполнены следующие мероприятия: 1) на очистной соорудительный комплекс пос. Шувалово было приобретено компрессионное оборудование для снабжения воздухом бактерий, участвующих в процессе биологической очистки сточных вод. Для более ламинарной подачи и смешивания сточных вод на очистке в аэротенках был приобретен и установлен насос «Иртыш» взамен устаревшего насоса, который осуществлял неравномерную подачу сточной воды, в связи с чем происходило вымывание активного ила, участвующего в процессе очистки. В результате проведенных мероприятий показатели степени очистки существенно изменились, что подтверждается протоколами результатов анализа воды; 2) на очистном соорудительном комплексе пос. Никольское для более глубокой очистки сточных вод и лучшего оседания механических примесей и активного ила были увеличены пруды-отстойники активного ила и пруды-отстойники с пескоуловителем. В здании аэротенок проведен ремонт по герметизации двух иловых карт и приобретены механизмы для насыщения микроорганизмов. В результате проведенных мероприятий показатели степени очистки существенно изменились, что также подтверждается протоколами результатов анализа воды; 3) в настоящее время ведется разработка проекта НДС, для сбора исчерпывающей информации были направлены запросы в агентство по рыболовству, государственное учреждение «Костромской областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Указало, что исполнить полностью решение суда в установленный срок не представилось возможным по причине тяжелого финансового положения, в том числе, в связи с арестом всех расчетных счетов предприятия. 12.09.2011 г. Арбитражным судом Костромской области было принято к рассмотрению заявление МУП г. Кострома «Костромагорводоканал» о признании несостоятельным (банкротом) МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы». 02 ноября 2011 года в отношении предприятия введена процедура наблюдения на срок до 14 февраля 2012 года. Также указало, что неоднократно обращалось в администрацию Костромского муниципального района с просьбой оказать содействие включению предприятия в действующие государственные и областные программы по усовершенствованию систем водоснабжения и водоотведения или иные финансируемые программы в области коммунального строительства, обращалось к главе Костромского муниципального района с просьбой включить расходы на модернизацию очистных систем канализации в бюджет на 2011-2012 г. Однако на обращения был получен ответ только от директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 16.03.2011 г. о том, что в программе «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Костромской области» на 2011-2016 г. предусмотрено участие средств областного, местных бюджетов и внебюджетных источников в пропорциях соответственно 15%, 15%, 70%. В бюджете Костромского муниципального района на 2011 год денежные средства на указанные цели по просьбе МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» не были предусмотрены. Собственных средств у предприятия не имеется в связи с большой задолженностью перед бюджетами всех уровней. Кроме того, предприятием направлены письма с просьбой о включении в программу «Чистая вода» на 2012 год. Судом вынесено вышеуказанное определение. В частной жалобе директор МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» В. просит определение суда отменить, передать дело на рассмотрение в тот же суд в том же составе. В обоснование частной жалобы ссылается на те же обстоятельства, которые были указаны в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения. Также указывает, что должник регулярно проводит мероприятия по очистке стоков, однако таких мероприятий недостаточно и необходима реконструкция очистных сооружений. В связи с этим МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» и просило предоставить отсрочку исполнения решения, т.к. предприятием была подана заявка на включение в областную программу «Чистая вода» и в проект «Реализация проекта по переводу предприятия на бесхлорные методы обеззараживания сточной воды». Без включения должника в эти программы невозможно произвести реконструкцию очистных сооружений и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду ввиду недостаточности денежных средств, поступающих предприятию от потребителей за оказанные им услуги. Однако данный довод суд не принял во внимание и посчитал, что предоставление отсрочки приведет к нарушению права истца на исполнение судебного решения в разумные сроки. Объект «Реконструкция очистных сооружений п. Никольское» включен в областную программу «Чистая вода» на 2012 год, о чем администрация Костромского муниципального района письменно сообщила предприятию только 18 января 2012 года. Таким образом, денежные средства на реконструкцию очистных сооружений должны поступить на счет предприятия в течение 2012 года, в течение 2012 -2013 г.г. все необходимые работы по исполнению решения суда будут выполнены в полном объеме. Для исполнения судебного решения в части осуществления сброса вод в водные объекты в соответствии с разработанными и утвержденными нормативами допустимых сбросов, при наличии разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты и решения о предоставлении водного объекта в пользование ведется разработка проекта нормативов допустимых сбросов, готовятся документы для получения разрешения на водопользование. Предприятием заключен договор на производство топографо-геодезических и землеустроительных работ по установлению границ землепользования № 18/12 от 17 января 2012 года, поскольку для получения разрешения на водопользование необходимо представить правоустанавливающие документы на земельные участки под очистными сооружениями. В возражениях относительно частной жалобы Костромской межрайонный природоохранный прокурор просит в удовлетворении частной жалобы МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» отказать. В возражениях относительно частной жалобы руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области Ш. считает определение Костромского районного суда Костромской области от 12 января 2012 года законным и обоснованным. Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений относительно частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения. Согласно ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения. По смыслу ст.ст. 203 и 434 ГПК РФ отсрочка исполнения судебного решения отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя и основания для ее предоставления должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Отсрочка исполнения судебного решения должна предполагать наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения. Отказывая МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что должником не представлено доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно затрудняющих исполнение решения суда. Оснований не согласиться с таким выводом суда судебная коллегия не усматривает. Тяжелое финансовое положение должника как таковое не является основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта. Сведения, позволяющие сделать вывод о том, что предоставление должнику отсрочки исполнения решения до 31 декабря 2013 года даст ему реальную возможность исполнить судебное решение, в материалах дела отсутствуют. Включение объекта «Реконструкция очистных сооружений п. Никольское» в областную программу «Чистая вода» на 2012 год само по себе не свидетельствует о том, что в дальнейшем у должника появится финансовая возможность для исполнения решения суда в полном объеме. Судом обоснованно учтено, что должником не предприняты достаточные меры для исполнения решения суда, что подтверждается имеющимися в деле документами. Также правильным является вывод суда о том, что предоставление отсрочки приведет к нарушению прав взыскателя на исполнение судебного решения в разумные сроки. Этот вывод суда согласуется с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которым при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. Обоснованным является и вывод суда о том, что предоставление отсрочки исполнения судебного решения об обязании МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реки Буянка и Сущевка, в соответствии с требованиями, предусмотренными Водным кодексом РФ, санитарными правилами и гигиеническими нормативами качества воды на такой длительный срок (два года) может поставить под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения п. Никольское и п. Шувалово Костромского района. С учетом изложенного оснований для удовлетворения частной жалобы не имеется. Вместе с тем из абзаца 7 на странице 5 определения подлежат исключению слова «администрацией Кузнецовского сельского поселения», поскольку требование о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения заявлено МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы», а не администрацией Кузнецовского сельского поселения. Поскольку частная жалоба была подана после 1 января 2012 года, она рассмотрена судебной коллегией по правилам апелляционного производства без извещения лиц, участвующих в деле (ч.2 ст. 333 ГПК РФ). Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Определение Костромского районного суда Костромской области от 12 января 2012 года оставить без изменения, частную жалобу директора МУП Костромского муниципального района «Коммунальные системы» В.. - без удовлетворения. Исключить из абзаца 7 на странице 5 определения слова: «администрацией Кузнецовского сельского поселения». Председательствующий: Судьи: