Судья Варсанофьева С.Г. Дело № 33-397
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е«30» марта 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Ильиной И.Н., Андреева С.В.,
при секретаре Хоминой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Костромы по доверенности Шаталовой Н.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 января 2011 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Тетериной Галины Алексеевны к муниципальному образованию городского округа г. Костромы в лице администрации г. Костромы об обязании предоставить Тетериной Галине Алексеевне по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения Тетериной Г.А., прокурора Хрящевой Е.Ю., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Костромы, действуя в интересах Тетериной Г.А., обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Кострома об обязании предоставить Тетериной Г.А. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, мотивируя тем, что прокуратурой г. Костромы на основании обращения Тетериной Г.А. проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой было установлено, что Тетерина Г.А., 1981 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 06 июля 1984 г. Тетерина Галина была отобрана у отца Тетерина А.В., мать Тетерина В.А. лишена родительских прав. Тетерина Г.А. воспитывалась в Нерехтской школе-интернате, в 2000 г. окончила ГОУ школу-интернат 3-4 вида Костромской области, в котором находилась на полном государственном обеспечении. После окончания интерната проживала где придется, в том числе в сарае в пос. Волжский. С 12 мая 2010 г. по 19 октября 2010 г. имела регистрацию по адресу: г. Кострома, ул. Шагова, д.120. Согласно решению исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов №238 от 05 августа 1988 г. Тетерина Г.А. должна быть обеспечена благоустроенной жилой площадью по окончании срока пребывания в государственном детском учреждении либо по достижении совершеннолетия. Однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Тетерина Г.А. состоит в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет ЖКХ администрации г. Костромы, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Костромы по доверенности Шаталова Н.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Со ссылкой на ст.ст.26.1, 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. №250-О-П указывает, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств (за исключением субвенций из федерального бюджета). Кроме того, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Названные положения Федерального закона конкретизируются в жилищном законодательстве, в частности в ч.3 ст.49 ЖК РФ. При этом обеспечение данной категории граждан вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти такими полномочиями не принят. Предоставление жилых помещений данной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма». В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями, считает, что заявленные исковые требования прокурора г. Костромы к администрации г. Костромы не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив личное дело Тетериной Г.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязанности муниципального образования городского округа г. Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Тетериной Г.А. жилое помещение.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.
Судом установлено, что Тетерина Г.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за которым не закреплено жилое помещение, и который состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Костромы.
Данное право истицы ответчиком не оспорено.
Как установлено судом, решением Ленинского районного суда г. Костромы от 06 июля 1984 г. мать Тетериной Г.А. - Тетерина В.А. была лишена родительских прав, Тетерина Г.А. отобрана у отца Тетерина А.В.
Ленинским районным советом народных депутатов было принято решение №238 от 05 августа 1988 г. о предоставлении Тетериной Г.А. благоустроенной жилой площади по окончании срока пребывания в государственном детском учреждении либо по достижении совершеннолетия.
С 19 сентября 1992 г. по 01 июня 2000 г. Тетерина Г.А. обучалась в ГОУ школе-интернате 3-4 вида Костромской области, что подтверждается справкой ГОУ школа-интернат 3-4 вида Костромской области от 06 апреля 2010 г. После окончания интерната Тетерина Г.А. проживала, где придется, в том числе в сарае в пос. Волжский.
Согласно постановлению администрации г. Костромы №364 от 06 февраля 2003 г. Тетериной Г.А. предоставлена комната №33, жилой площадью 12,0 кв.м, в муниципальном общежитии по адресу: г. Кострома, ул. Димитрова, д.14, договор социального найма с Тетериной Г.А. на указанное жилое помещение не заключался.
В соответствии с постановлением администрации г. Костромы №385 от 07 февраля 2003 г. Тетерина Г.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По сообщению Управления Росреестра по Костромской области и ГП «Костромаоблтехинвентаризация», Тетерина Г.А. не имеет в собственности жилых помещений на территории Костромской области.
Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению Тетериной Г.А. жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование городского округа г. Кострома в лице администрации г. Костромы не противоречит вышеприведенным нормам закона.
Согласуется данный вывод суда и с положениями ст.6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», в соответствии с которой данная категория детей обеспечивается вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Судом установлено, что свободные жилые помещения в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, в связи с чем жилым помещением в силу закона Тетерина Г.А. должна быть обеспечена органом исполнительной власти по месту жительства. Кассационная жалоба не содержит ссылку на доказательства, которые бы опровергали этот вывод суда.
Кроме того, судом правильно учтено, что принятое на себя решением исполнительного комитета от 05 августа 1988 г. №238 обязательство органа местного самоуправления по предоставлению Тетериной Г.А. жилья не было исполнено.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что к возникшим правоотношениям применимы нормы ч.3 ст.57 ЖК РФ.
Не находя оснований к отмене решения, судебная коллегия учитывает также, что после предоставления Тетериной Г.А. жилого помещения администрация г. Костромы не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилого помещения из средств соответствующего бюджета. В этой связи довод жалобы о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не передали органу местного самоуправления в установленном порядке соответствующие государственные полномочия, не может быть признан в качестве основания к отмене решения.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные тем, которые были приведены в суде первой инстанции, не опровергают содержащиеся в решение выводы и не могут служить основанием для его отмены.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Костромы по доверенности Шаталовой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: