апелляционное определение № 33-1084/2012



Судья Теселкина Н.В.                                                                                         Дело № 33-1084

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«23» июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Демьяновой Н.Н.

судей Ворониной М.В. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Поповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 16 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Бабурина А.И. и администрация Костромской области обязана предоставить Бабурину А.И. из жилищного фонда Костромской области на территории городского округа город Мантурово Костромской области жилое помещение по договору социального найма изолированное, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Морозовой С.В., прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Мантуровский межрайонный прокурор, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Бабурина А.И., <дата> года рождения, обратился в суд с иском к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что Бабурин А.И. является лицом из числе детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители решениями Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> и <дата> лишены родительских прав. В период с <дата> по <дата> Бабурин А.И. находился на воспитании в ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Мантурово, затем - в ГОУ «Мантуровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а <дата> закончил обучение в ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический техникум Костромской области». Жилых помещений на праве собственности Бабурин А.И. не имеет, проживает по договору найма по адресу: <адрес>, включен в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Полагал, что Бабурин А.И. в соответствии с нормами Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 49, пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» от 19.12.2005 года № 348-ЗКО, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» должен быть обеспечен жилым помещением на территории городского округа город Мантурово Костромской области администрацией Костромской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация городского округа город Мантурово Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамент финансов Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Иванова С.В. просит решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на необоснованность и недоказанность вывода суда о том, что за Бабуриным А.И. не сохранилось право на муниципальное жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором он проживал до направления его в государственное учреждение, поскольку это право у него возникло и за ним сохранилось в силу закона - абзаца 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 54 ЖК РСФСР, части 4 статьи 71 и пункта 1 статьи 155.5 СК РФ. Непринятие же органом местного самоуправления акта о закреплении за Бабуриным А.И. жилья правового значения не имеет. Кроме того, полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения Бабурину А.И. лежит на органах местного самоуправления, поскольку свободных жилых помещений жилищного фонда Костромской области на территории Мантуровского района в настоящее время не имеется.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Мантуровский межрайонный прокурор Пахомов А.Н. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области Морозова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Рылова Т.В. полагала апелляционную жалобу необоснованной.

Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции согласно ст.327.1 ГПК РФ в пределах изложенных в жалобе доводов, не находит оснований для его отмены.

Разрешая возникший спор, суд пришел к выводам о том, что Бабурин А.И. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.

Данные выводы судом мотивированы, основаны на материалах дела и соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также закреплено, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 8 этого же закона определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений настоящей статьи.

Статьей 5 названного Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, в частности, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).

Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения Бабурину А.И., факт отнесения которого к указанной категории граждан никем не оспаривается и подтвержден материалами дела, на администрацию Костромской области. Доводы апелляционной жалобы об обратном судебная коллегия находит несостоятельными.

Не основанным на законе является довод жалобы и о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на органах местного самоуправления ввиду отсутствия в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений.

Частью 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» предусмотрено, что приобретение жилых помещений для категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года № 290-а.

Это свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.

Делая вывод об отсутствии у Бабурина А.И. жилья, суд правомерно исходил из того, что органами местного самоуправления жилое помещение за ним не закреплялось, что жилых помещений на праве собственности и на праве пользования по договору социального найма он не имеет.

Из буквального толкования вышеприведенных законоположений в их взаимосвязи с положениями частей 1 и 2 статьи 15 ЖК РФ следует, что обеспечению жильем во внеочередном порядке из обозначенной категории граждан подлежат лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Факт отсутствия у Бабурина А.И. такого жилого помещения подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком.

Ссылка представителя администрации Костромской области на то, что за Бабуриным А.М. в силу закона сохраняется право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в котором он проживал со своей матерью - Б.Т. - до направления его в государственное учреждение, выводов суда об отсутствии у истца закрепленного жилья не опровергает.

Как установлено судом, в данном жилом помещении истец зарегистрирован не был, сведения о том, что это помещение являлось для его матери и для него постоянным местом жительства, в деле отсутствуют.

Из постановления главы администрации города Мантурово от <дата>, а также из решения Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> о лишении Б.Т. родительских прав усматривается, что Б.Т. постоянного места жительства не имела (л.д. 10, 85).

Бесспорных доказательств наличия у Бабурина А.И. прав по пользованию названным жилым помещением и возможности их реализации суду не представлено.

С учетом этого у суда не имелось оснований считать это жилое помещение закрепленным за Бабуриным А.И.

По своей сути доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые приводил представитель администрации Костромской области в суде первой инстанции. Всем им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

В этой связи апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: