продления срока содержания под стражей



Судья Ковалева Е.С. 22к-350 /2011 годаКАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> 9 марта 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам <адрес> областного суда в составе:

председательствующего Черниковой С.В.,

судей областного суда Кураковой С.С. и Найденова А.Д.,

при секретаре Япринцевой Н.И.,

рассмотрела в судебном заседании 9 марта 2011 года материал по кассационным жалобам Касперский, его защитников - адвокатов Никулина В.А. и Леонтьева А.В. на постановление <адрес> районного суда <адрес> от 21 февраля 2011 года, которым

Касперский, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживающему в <адрес> пер. <адрес> д. <адрес>, ранее судимому:

24 мая 2004 года <адрес> районным судом <адрес> по п.п. «в, д» ч. 2 ст. 131 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима; освобожденному по отбытии срока 28 августа 2008 года,-

обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 2 месяца, а всего до 7 месяцев, то есть до 24 апреля 2011 года включительно.

Заслушав доклад судьи Курского областного суда Черниковой С.В., объяснения адвокатов Никулина В.А. и Леонтьева А.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Закурдаева А.Ю. об оставлении постановления суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Касперский органами предварительного следствия обвиняется в том, что 24 сентября 2010 года, находясь в д. <адрес>, действуя по предварительному сговору с ААА, совершил покушение на незаконный сбыт БАИ, участвовавшему в оперативно- розыскном мероприятии - проверочная закупка, за денежное вознаграждение в сумме 7 000 рублей, наркотического средства - смесь, содержащую в своем составе наркотические средства ацетилкодеин, 6-моноацетилморфин и героин (диацетилморфин), общей массой 11,53 грамма, что образует особо крупный размер, которое ДД.ММ.ГГГГ было изъято сотрудниками <адрес> МРО УФСКН по <адрес> при личном досмотре Касперский и ААА

Как следует из представленных материалов, по указанному факту старшим следователем СО Управления ФСКН РФ по <адрес> СДВ 25 сентября 2010 года в отношении Касперский и ААА было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.

23 сентября 2010 года старшим следователем СО Управления ФСКН РФ по <адрес> СДВ в отношении Касперский и ААА возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, а 29 октября 2010 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п.п. «а, б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ.

Указанные уголовные дела соединены в одно производство с присвоением номера 41508.

24 сентября 2010 года Касперский был задержан в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, а 27 сентября 2010 года ему было предъявлено обвинение.

26 сентября в отношении Касперский постановлением <адрес> районного суда <адрес> была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а затем срок содержания Касперский под стражей был продлен до 5 месяцев по постановлению того же суда от 22 ноября 2010 года.

Срок предварительного следствия по делу в отношении Касперский продлен уполномоченным на то лицом до ДД.ММ.ГГГГ.

17 февраля 2011 года старший следователь СО УФСКН РФ по <адрес> СДВ с согласия и.о. руководителя следственного органа УФСКН РФ по <адрес>, возбудил перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей обвиняемого ФИО8 на 2 месяца, а всего до 7-х месяцев, то есть до 24 апреля 2011 года включительно, мотивируя тем, что окончить предварительное следствие до 24 февраля 2011 года - момента истечения срока содержания под стражей обвиняемого, не представляется возможным, поскольку необходимо получить из оперативного подразделения УФСКН результаты оперативно - технических мероприятий; произвести осмотр и прослушивание фонограммы и приобщить носители к материалам уголовного дела; выделить в отдельное производство материалы уголовного дела; предъявить Касперский окончательное обвинение, выполнить иные следственные действия, направленные на окончание предварительного следствия.

Постановлением <адрес> районного суда <адрес> от 21 февраля 2011 года ходатайство о продлении срока содержания под стражей Касперский удовлетворено.

В кассационной жалобе адвокат Никулин В.А., в интересах обвиняемого Касперский, просит отменить постановление суда и принять новое решение об избрании более мягкой меры пресечения в отношении его подзащитного в виде подписки о невыезде.

При этом ссылается на то, что с момента заключения под стражу Касперский, старшим следователем СДВ не было произведено ни одного следственного действия с участием его подзащитного, за исключением двух ознакомлений с постановлениями о назначении экспертиз и с заключениями экспертов; не было добыто ни одного доказательства, подтверждающего виновность Касперский, что, по его мнению, указывает на бездействие следователя и затягивание предварительного расследования.

Указывает и на то, что судом не было принято во внимание, что доводы следователя о возможности ФИО8 скрыться от следствия и суда, основаны на предположениях и ничем не подтверждены.

Считает, что судья дала неверную оценку предоставленной стороной защиты справке о наличии у Касперский большого подсобного хозяйства, в котором его подзащитный принимает непосредственное участие, что прямо подтверждает его занятость и наличие доходов.

В кассационной жалобе Касперский указывает о своем несогласии с вынесенным в отношении него судебным решением.

В кассационной жалобе адвокат Леонтьев А.В., в защиту интересов Касперский, просит отменить постановление, как незаконное и необоснованное и избрать в отношении последнего меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, полагая, что суд не дал должной оценки всем обстоятельствам и фактам, имеющим существенное значение при решении данного вопроса, формально подошел к рассмотрению материала.

При этом обращает внимание, что на протяжении пяти месяцев содержания под стражей Касперский, следователь СДВ провел с участием его подзащитного всего два следственных действия, а указанные в ходатайстве следователя следственные действия можно провести и в случае, когда Касперский не будет находится в условиях изоляции.

Ссылается на то, что в ходатайстве следователя не указаны основания, свидетельствующие о невозможности окончания предварительного следствия в шестимесячный срок, а доводы следователя о том, что Касперский употребляет наркотические средства, а находясь на свободе, может скрыться от следствия и суда, носят предположительный характер.

Выражает свое несогласие с выводами суда о том, что данное уголовное дела представляет особую сложность, поскольку данный вывод суда не основан на материалах дела и ничем не подтвержден.

Кроме того, считает, что суд неверно оценил наличие у семьи Касперский большого подсобного хозяйства и земельного надела, сделав вывод об отсутствии у Касперский источника дохода, так как доходы от подсобного хозяйства являются непостоянными.

Обсудив доводы кассационных жалоб, проверив представленный материал, судебная коллегия находит постановление суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из представленных материалов, мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана Касперский на основе судебного решения в соответствии с требованиями закона, в частности, ст. ст. 97, 99, 108 УПК РФ.

В силу положений ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. ст. 97 и 99 УПК РФ.

Такие основания по делу в отношении Касперский, как обоснованно признал суд, не изменились.

При подготовке данного ходатайства и при судебном разбирательстве этого ходатайства, следственные органы и суд не вышли за рамки требований ст. 109 УПК РФ.

Вопрос о продлении срока содержания обвиняемого под стражей рассмотрен в строгом соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального закона. Судебное заседание проведено в присутствии самого обвиняемого, его защитников - адвокатов ФИО9 и ФИО10, выслушаны и оценены их доводы об отсутствии оснований для продления срока содержания под стражей.

При этом, вопреки доводам кассационных жалоб защитников Касперский, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости продления последнему срока содержания под стражей на 2 месяца, а всего до 7 месяцев, то есть до 24 апреля 2011 года, поскольку окончить предварительное следствие до истечения указанного срока не представляется возможным в связи с необходимостью проведения ряда следственных действий, указанных в ходатайстве.

С учетом того, что Касперский обвиняется в совершении умышленного преступления, относящегося к категории особо тяжких и за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на длительный срок, подозревается в совершении других умышленных преступлений, конкретных обстоятельств по делу и характеризующих его данных, иных, представленных следствием материалов, свидетельствующих о склонности обвиняемого к совершению преступлений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он, находясь на свободе, может продолжить заниматься преступной деятельностью, скрыться от следствия и суда и невозможности применения в отношении Касперский иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы, с чем не согласиться у судебной коллегии нет оснований.

Принятое решение мотивировано и соответствует требованиям закона.

Что касается доводов защитников о том, что следователь необоснованно затягивает расследование уголовного дела, то они не могут быть признаны состоятельными, поскольку противоречат представленным материалам, свидетельствующим о том, что объем уголовного дела увеличился, поскольку в одно производство соединено несколько уголовных дел, потребовавших проведения значительного объема следственных действий, в частности, назначения и проведения ряда экспертиз, обвинение предъявлено двум лицам, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания сделать вывод о том, что расследуемое уголовное дело представляет особую сложность.

С учетом данных, содержащихся в письменных материалах дела, в числе которых протокол медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 24 сентября 2010 года в отношении Касперский (л.д. 23), объяснения последнего (л.д. 24 - оборот; 25 - 27) из которых следует, что он с начала лета 2010 года периодически употребляет наркотические средства, не могут быть приняты во внимание утверждения защиты о том, что доводы следователя в этой части носят предположительный характер.

Доводы авторов кассационных жалоб о том, что у семьи Касперский имеется большое подсобное хозяйство, что свидетельствует о наличии у Касперский постоянного источника дохода, были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, которая является верной.

При таком положении, кассационные жалобы обвиняемого Касперский и его защитников, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 373, 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

постановление <адрес> районного суда <адрес> от 21 февраля 2011 года в отношении Касперский, оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий ФИО11

Судьи Курского С.С. Куракова

областного суда А.Д. Найденов

<данные изъяты>

<данные изъяты> ФИО11