право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности



Судья Геращенко Е.М.                                                 Дело №33-2036-2011 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Мухаметзяновой Н.И.,

судей Муминовой Л.И. и Шуваевой Е.И.,

при секретаре Бекетове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Курске дело по иску Бобкова А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) <адрес> (межрайонному) о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поступившее по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) <адрес> (межрайонного) на решение Ленинского районного суда <адрес> от 30 мая 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Бобкова А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить частично.

Признать за Бобковым А.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) <адрес> (межрайонное) засчитать Бобкову А.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 12.07.1984 г. по 31.08.1995г. в должности руководителя кружка в <адрес> Доме пионеров и школьников; с 01.11.1999 г. по 28.02.2000 г. в должности педагога дополнительного образования в <адрес> районном доме пионеров и школьников; с 01.01.2001г. по 09.12.2008г. и с 01.09.2010г. по 18.02.2011г. в должности педагога дополнительного образования в <адрес> Доме детского творчества и назначить ему досрочную пенсию по старости с 18.02.2011года.

В удовлетворении исковых требований Бобкова А.А. о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периода его работы с 10.12.2008г. по 31.08.2010г. в должности педагога дополнительного образования в Конышевском Доме детского творчества - отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <адрес> (межрайонное) в пользу Бобкова А.А. судебные расходы в сумме 200 руб.».

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) <адрес> (межрайонного) в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении судебного извещения (т.2 л.д.345). При таких обстоятельствах судебная коллегия, ввиду отсутствия препятствий к разбирательству, руководствуясь ст. 354 ГПК Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) <адрес> (межрайонного).

Заслушав доклад судьи Муминовой Л.И., выслушав возражения истца Бобкова А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бобков А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в учреждении дополнительного образования детей, однако в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему отказано по мотивам отсутствия необходимого педагогического стажа. Полагая отказ пенсионного органа необоснованным, просил обязать ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды его работы: с 12 июля 1984 г. по 31 августа 1995г. в должности руководителя кружка в <адрес> Доме пионеров и школьников; с 01 ноября 1999 г. по 28 февраля 2000 г. в должности педагога дополнительного образования в <адрес> районном доме пионеров и школьников; с 01 января 2001г. по 18 февраля 2011г. в должности педагога дополнительного образования в <адрес> Доме детского творчества и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости с 18 февраля 2011года. В обоснование иска указал, что независимо от наименования должности и учреждения он осуществлял педагогическую деятельность с детьми, и его должностные обязанности не менялись.

Представитель ответчика в суде первой инстанции иск не признал.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <адрес> (межрайонное) просит решение суда отменить, полагая его необоснованным и незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст.27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Бобков А.А. с 12 июля 1984г. принят на работу в <адрес> Дом пионеров и школьников на должность руководителя кружка; с 1 сентября 1995г. переведен педагогом дополнительного образования и работает в том же учреждении дополнительного образования детей в должности педагога дополнительного образования, выполняя полную педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы (за исключением периода работы с 10 сентября 2008 г. по 31 октября 2010 г., когда он работал на 0,5 ставки).

В отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, отпуске по уходу за ребенком Бобков А.А. не находился.

Конышевский Дом пионеров и школьников, без изменения статуса и вида деятельности, переименовывался: <адрес> Дом детского творчества, областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «<адрес> Дом детского творчества», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «<адрес> Дом детского творчества».

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности засчитать в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы Бобкова А.А. с 1 ноября 1999 года по 28 февраля 2000 года, поскольку истец работал в должности педагога дополнительного образования в <адрес> Доме пионеров и школьников.

Судебная коллегия находит выводы суда в этой части правильными, а доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом, несостоятельными. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лица, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 года поименована должность педагога дополнительного образования и наименование учреждения «Дом пионеров и школьников».

В то же время, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы УПФР <адрес> (межрайонного) о том, что у суда не имелось законных оснований для возложения на ответчика обязанности засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы истца Бобкова А.А. с 12 июля 1984г по 31 августа 1995г. в должности руководителя кружка в <адрес> Доме пионеров и школьников и период его работы педагогом дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «<адрес> Дом детского творчества» с 1 января 2001 г. по 18 февраля 2011 г.

Удовлетворяя иск в этой части и возлагая на ответчика обязанность засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы Бобкова А.А. с 12 июля 1984г по 31 августа 1995г., суд первой инстанции, исходил из того, что согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 25.01.1993 года №21 наименование должности «руководитель кружка» соответствует наименованию должности «педагог дополнительного образования», а последняя предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лица, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 г.

Этот вывод суда сделан на основании неправильного применения норм материального права.

Приказом Министерства образования Российской Федерации №21 от 25.01.1993 г. должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся были переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Список…, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №1067 от 22.09.1999 г., а позднее - в Список…, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 г.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства России №516 от 11.07.2002 г. право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития России по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом России.

В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативных правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России №367 от 26.12.1994 г., наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранена и прежняя должность «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)».

Из дела видно, что истец Бобков А.А. осуществлял педагогическую деятельность в должности руководителя кружка, работа в которой не включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на ответчика обязанности засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы Бобкова А.А. с 12 июля 1984 г. по 31 августа 1995 г. в должности руководителя кружка учреждения дополнительного образования детей не может быть признано законным и подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.

Согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, работа в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Поскольку стаж педагогической деятельности для досрочного назначения пенсии по старости у Бобкова А.А. на 1 января 2001 г. составляет менее 16 лет 8 месяцев, период его работы с 1 января 2011 г. по 18 февраля 2011 г. также не подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку отсутствует одно из условий такого зачета, предусмотренное п.12 вышеуказанных Правил…

При таких обстоятельствах выводы суда о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <адрес> (межрайонное) обязанности засчитать Бобкову А.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 1 января 2001 года по 9 декабря 2008 года и с 1 сентября 2010 года по 18 февраля 2011 года в должности педагога дополнительного образования в <адрес> Доме детского творчества нельзя признать законными, и решение в этой части также подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Бобкову А.А. в удовлетворении иска, так как фактические обстоятельства дела судом установлены правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права.

Руководствуясь ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда <адрес> от 30 мая 2011 г. в части возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <адрес> (межрайонное) обязанности засчитать Бобкова А.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 01 ноября 1999 г. по 28 февраля 2000 г. в должности педагога дополнительного образования в <адрес> районном доме пионеров и школьников - оставить без изменения.

В остальной части решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым Бобкову А.А. в удовлетворении иска о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы: с 12 июля 1984 г. по 31 августа 1995г. в должности руководителя кружка в <адрес> Доме пионеров и школьников, с 01 января 2001г. по 18 февраля 2011г. в должности педагога дополнительного образования в <адрес> Доме детского творчества, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности - отказать.

Председательствующий

Судьи