право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения



Судья Антаева Е.В.                                                  Дело №33-2075-2011 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Журавлева А.В.,

судей Муминовой Л.И. и Леонтьевой Т.В.,

при секретаре Кирюхиной А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Курске дело по иску Кречетовой Г.С. к Управлению Пенсионного Фонда России (государственному учреждению) <адрес> о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поступившее по кассационным жалобам Кречетовой Г.С. и Управления Пенсионного Фонда России (государственного учреждения) <адрес> на решение Ленинского районного суда <адрес> от 31 мая 2011 года, которым постановлено:

«Иск Кречетовой Г.С. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <адрес> включить Кречетовой Г.С. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.09.1992 г. по 23.12.1993 г., период нахождения на курсах повышения квалификации с 18.05.1999 г. по 29.06.1999 г.

В иске Кречетовой Г.С. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периода работы с 01.11.1999 г. по 16.10.2006 г. в должности врача-терапевта в Центральном военном санатории «Слободка», ФГУ Центральный военный санаторий «Слободка» МО РФ, в том числе периода нахождения на курсах повышения квалификации с 24.02.2004 г. по 24.04.2004 г., назначении пенсии с 24.08.2009 г., отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <адрес> в пользу Кречетовой Г.С. судебные расходы в размере 200 (двести) руб.».

Представитель УПФР <адрес> в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении судебного извещения (л.д.192),поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствии представителя УПФР <адрес>.

Заслушав доклад судьи Муминовой Л.И., выслушав объяснения истицы Кречетовой Г.С., поддержавшей доводы своей кассационной жалобы и возражавшей против доводов кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кречетова Г.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что с 1980 г. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, однако в досрочном назначении пенсии ответчик ей отказал по мотиву отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. Полагая, что отказ пенсионного органа в назначении трудовой пенсии является необоснованным, просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию с 24 августа 2009 г., засчитав в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период ее работы с 1 ноября 1999 г. по 16 октября 2006 г. в должности врача Центрального военного санатория «Слободка», а также период отпуска по уходу за ребенком с 6 сентября 1992 г. по 23 декабря 1993 г., и пребывания на курсах повышения квалификации с 18 мая по 29 июня 1999 г. и с 24 февраля по 24 апреля 2004 г.

Представитель ответчика в суде первой инстанции иск не признал.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска.

В кассационных жалобах Кречетова Г.С. и УПФР (государственное учреждение) <адрес> просят решение суда отменить, полагая его необоснованным и незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Кречетова Г.С. с 1980 г. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения; с 25 сентября 1990 г. по 16 октября 2006 г. работала в должности врача-терапевта Центрального военного санатория «Слободка», впоследствии переименованного в ФГУ Центральный военный санаторий «Слободка» МО РФ, расположенного в сельской местности. С 13 сентября 2000 г. санаторий осуществлял медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной департаментом здравоохранения администрации <адрес>, и предметом деятельности данного санатория являлись такие виды лечебной деятельности, как: физиотерапия, терапия, лечебная физкультура, психотерапия, диетология. С 8 сентября 2005 г. согласно лицензии федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития санаторий осуществляет такие виды лечебной деятельности, как: акушерство и гинекология, лечебная физкультура и спортивная медицина, мануальная терапия, психотерапия, рефлексотерапия, стоматология, терапия, урология, физиотерапия, эндоскопия, функциональная диагностика.

24 августа 2009 г. Кречетова Г.С. подала в УПФР <адрес> заявление о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в назначении пенсии ей отказано, поскольку из необходимых 30 лет специального стажа, в этот стаж ей зачтены 21 год 28 дней. Период её работы с 1 ноября 1999 г. по 16 октября 2006 г. врачом-терапевтом санатория «Слободка» в этот стаж не включён, поскольку Списками… поименованы санатории определенного профиля; не зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, также периоды пребывания истицы на курсах повышения квалификации с 18 мая по 29 июня 1999 г. и с 24 февраля по 24 апреля 2004 г. и в отпуске по уходу за ребенком с 6 сентября 1992 г. по 23 декабря 1993 г.

Разрешая спор и исходя из системного толкования положений ст.167 КЗоТ РСФСР, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», и учитывая, что отпуск Кречетовой Г.С. по уходу за ребенком начался 20 мая 1991 г., в период действия указанных правовых норм, суд обязал пенсионный орган засчитать отпуск по уходу за ребенком Кречетовой Г.С. с 6 сентября 1992г. по 23 декабря 1993г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Как верно указал суд первой инстанции, до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости

Правильными, основанными на законе и положениях ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации являются выводы суда о возложении на ответчика обязанности засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода пребывания истицы на курсах повышения квалификации с 18 мая по 29 июня 1999 г.

Также правомерно суд первой инстанции отказал истице Кречетовой Г.С. в удовлетворении иска о зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периода её работы врачом-терапевтом санатория «Слободка» с 1 ноября 1999 г. по 16 октября 2006 г. (включая период пребывания на курсах повышения квалификации с 24 февраля по 24 апреля 2004 г.).

Согласно п.2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации 29 октября 2002 года издано Постановление №781, которым утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В силу п. 3 названных Правил… работа в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка.

Должность врача-специалиста всех наименований предусмотрена в разделе «Наименование должностей» Списка.

В п. 21 раздела «Наименование учреждений» Списка перечислены санатории (курорты), в том числе детские, в которых лечение осуществляется по определенному профилю (среди них санатории: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).

Аналогичное положение было предусмотрено Списком должностей…, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066.

Из дела видно, что Центральный военный санаторий «Слободка» являлся санаторием общетерапевтического профиля, и ни по одному из указанных в Списках…1999 г. и 2002 г. профилю лечения граждан не осуществлял.

Эти обстоятельства подтверждаются не только копиями лицензий, но и копиями штатных расписаний, тарификационных списков, уставных документов санатория.

Из дела видно, что с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж, у Кречетовой Г.С. на день обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган (24 августа 2009 г.), и на день рассмотрения дела в суде отсутствует необходимый стаж (30 лет) для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, поэтому выводы суда, со ссылкой на ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», об отказе Кречетовой Г.С. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, коллегия находит правильными.

Доводы кассационной жалобы истицы Кречетовой Г.С. о том, что период её работы в санатории «Слободка» после 1 ноября 1999 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, исследовались в судебном заседании и обоснованно отвергнуты судом как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

При вынесении решения суд в соответствии со ст.67 ГПК Российской Федерации дал оценку всей совокупности представленных доказательств, касающихся права Кречетовой Г.С. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении иска.

Из материалов дела не усматривается, что суд незаконно отказал в исследовании доказательств, на которые ссылались стороны, либо неправильно распределил бремя доказывания, либо обосновывал свои выводы об обстоятельствах, имеющих значение для дела, на доказательствах, полученных с нарушением закона.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что периоды отпуска истицы по уходу за ребенком и пребывания на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, судебная коллегия находит ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права, и полагает, что они не могут служить поводом к отмене решения суда.

Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст.362 ГПК Российской Федерации оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.

Доводы кассационных жалоб не опровергают выводы суда и не могут служить основаниями к отмене решения.

Руководствуясь ст.361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда <адрес> от 31 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Кречетовой Г.С. и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи