Судья: Геращенко Е.М. Дело № <данные изъяты>-<данные изъяты>-<данные изъяты> г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе: Председательствующего: Журавлева А.В. Судей: Муминовой Л.И., Мухаметзяновой Н.И. При секретаре: Шепелевой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> года дело по иску Комитета агропромышленного комплекса <данные изъяты> к Оганнесян Л.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения, поступившее по кассационной жалобе истца Комитета агропромышленного комплекса <данные изъяты> на решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Комитета агропромышленного комплекса <данные изъяты> к Оганнесян Л.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения - отказать». Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Комитет агропромышленного комплекса <данные изъяты> обратился в суд с иском к Оганнесян Л.Н., в котором просил взыскать в доход федерального и областного бюджетов денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, в том числе в доход федерального бюджета - <данные изъяты> рублей, областного бюджета - <данные изъяты> рублей, как неосновательное обогащение. В обоснование своих исковых требований указал, что в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 г.», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 858 от 03.12.2002 г. ответчице <данные изъяты> г. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в сумме <данные изъяты> рублей. В ходе проведенной ТУ Росфиннадзора <данные изъяты> проверки было установлено, что ответчица не имела права на получение такой субсидии. Ответчица не представила документов, подтверждающих наличие собственных средств и (или) заемных средств в части размера стоимости строительства жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты на сумму <данные изъяты> руб. А справка о стоимости выполненных работ и затрат и акт о приемке выполненных работ от <данные изъяты> г. за период с 24.03.2009 г. по 30.04.2009 г. на сумму <данные изъяты> руб., согласно которым заказчиком и подрядчиком строительства жилого дома являлась ответчица, не являются надлежащими документами. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе истец просит об отмене решения как незаконного. Проверив материалы дела, заслушав объяснения Сорокиной Л.Н. - представителя Комитета агропромышленного комплекса <данные изъяты> по доверенности, возражения ответчицы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований прибрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество. При этом возмещение неосновательного обогащения применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Суд сделал обоснованный вывод о том, что по данному делу обстоятельств, свидетельствующих о неосновательном обогащении ответчицы, не имеется. В соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ №858 от 03.12.2002 г. (в реакции от 31.01.2009 г.), Комитет агропромышленного комплекса <данные изъяты> уполномочен на выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 N 83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» введены в действие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Согласно п. 3 Правил субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при условии привлечения субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для выполнения целевых индикаторов собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов - в случае предоставления социальных выплат. Причем граждане вправе использовать в качестве своей доли в софинансировании мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, объекты незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений. Право на получение социальной выплаты имеется у граждан при наличии следующих условий: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых в соответствии с настоящим Типовым положением, и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно пункту 18 Правил, выдача свидетельства на получение государственной поддержки осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Комитетом АПК <данные изъяты>. Постановлением Правительства <данные изъяты> области №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. «О мерах по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» утверждены Порядок и условия подтверждения гражданином, проживающим в сельской местности, в том числе молодой семьей и молодым специалистом, наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты. Согласно п.4 данного Порядка документами, подтверждающими наличие собственных и (или) заемных средств, являются: а) договор и выписка из счета кредитной организации о наличии средств на счетах граждан, членов молодой семьи, молодых специалистов; б) справка о размере материнского (семейного) капитала либо его оставшейся части, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (для владельцев государственного сертификата на материнский (семейный) капитал); в) отчет об оценке объекта незавершенного строительства, подготовленный в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.06.1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (для объектов незавершенного строительства при строительстве жилья собственными силами); г) справка о внесенной сумме платежа за жилое помещение и об оставшейся сумме платежа, необходимой для приобретения гражданином, молодой семьей, молодым специалистом права собственности на жилое помещение при участии их в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности; д) свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с приложением правоустанавливающих документов; е) договоры купли-продажи строительных материалов, оборудования с приложением документов, подтверждающих произведенные по ним расчеты; ж) договоры подряда, акты о приемке выполненных работ (форма №КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-2). Из материалов делу усматривается, что ответчица с семьей из 5 человек, в том числе супруг и трое детей, постоянно проживает в с. <данные изъяты> района <данные изъяты> области. Справками главы <данные изъяты> сесльсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области и главного государственного инспектора <данные изъяты> района по пожарному надзору, дом ответчицы сгорел и исключен из списка домов похозяйственной книги. Постановлением главы <данные изъяты> района <данные изъяты> области №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. ответчице предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок под строительство жилого дома по ул. <данные изъяты> в с. <данные изъяты> области. Ответчица была включена в Список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в 2009 г. Согласно расчета ООО «<данные изъяты>» сметная стоимость строительства жилого дома ответчицы составила <данные изъяты> рублей. <данные изъяты> г. Комитетом АПК <данные изъяты> ответчице было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство этого дома. <данные изъяты> г. на расчетный счет была перечислена государственная поддержка в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе из средств федерального бюджета - <данные изъяты> руб., из областного бюджета - <данные изъяты> руб. В подтверждение наличия собственных и заемных средств в Комитет АПК <данные изъяты> ответчицей были представлены: договор займа №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. между ООО «<данные изъяты>» и мужем ответчицы на сумму <данные изъяты> рублей и копия расходного кассового ордера на эту сумму; справка о стоимости выполненных за период с 24.03.2009 г. по 30.04.2009 г. строительных работ и затрат (форма КС-3) и акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) №<данные изъяты> от 30.04.2009 г. на суму <данные изъяты>. Таким образом, ответчицей было подтверждено наличие собственных денежных средств на сумму <данные изъяты> руб. Довод кассационной жалобы о том, что ответчица должна была предоставить документы, подтверждающие наличие собственных и (или) заемных средств на сумму <данные изъяты> руб. на законность постановленного судом решения не влияет, поскольку доказательств того, что истец до выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты и перечисления суммы субсидии на расчетный счет ответчицы, запрашивал у нее и иные документы для подтверждения наличия денежных средств на большую сумму, материалы дела не содержат. Вместе с тем, ответчицей в суд первой инстанции был представлен и договор займа от <данные изъяты> г., заключенного с Твороговым В.В. на сумму <данные изъяты> рублей на срок до 23.08.2009 г. Получение данных денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей подтверждается соответствующей распиской. Довод кассационной жалобы о том, что данный документ не был представлен в Комитет АПК <данные изъяты> на момент подачи документов для получения субсидии, правового значения при вышеизложенных обстоятельствах не имеет. Довод кассационной жалобы о том, что представленные в Комитет справка о стоимости выполненных за период с 24.03.2009 г. по 30.04.2009 г. строительных работ и затрат (форма КС-3) и акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. на суму <данные изъяты> рублей не являются надлежащими документами - на законность постановленного судом решения не влияет, поскольку противоречит п.п. ж) п.4 указанного Порядка, утвержденного Постановлением Правительства <данные изъяты> области №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. В силу ст. 56 ГПК РФ). Истцом не представлено суду доказательств свидетельствующих о том, что ответчица использовала полученную субсидию в размере <данные изъяты> рублей не на строительство жилого дома, а на иные средства, что привело к ее неосновательному обогащению. При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает Руководствуясь ст. 199, ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета АПК <данные изъяты> - без удовлетворения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЙ: СУДЬЯ: 1) 2)