назначение пенсии фельдшеру-диспетчеру станции скорой и неотложной помощи



Судья: Антаева Е.В.                                                                              Дело № <данные изъяты>-<данные изъяты> г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе:

Председательствующего Журавлева А.В.,

Судей: Муминовой Л.И., Мухаметзяновой Н.И.

При секретаре: Долженкове С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> года

дело по иску Лунтовской Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) <данные изъяты> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

поступившее по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты>

на решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> года, которым постановлено:

«Исковые требования Лунтовской Т.В. удовлетворить.

Признать за Лунтовской Т.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) <данные изъяты> засчитать Лунтовской Т.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 10.08.1990 г. по 31.10.1990 г., период работы с 01.11.1990 г. по 30.09.1998 г. в должности фельдшера-диспетчера Станции скорой и неотложной помощи, МП «Городская станция скорой медицинской помощи», ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения с <данные изъяты> года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты> в пользу Лунтовской Т.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (дести) руб. 00 коп.».

Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия

                                       

УСТАНОВИЛА:

             

Решениями Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> г. и №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. Лунтовской Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по п.п.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», ввиду отсутствия требуемого специального стажа.

Из необходимых 30 лет специального стажа засчитано 21 год 10 месяцев 16 дней.

       Период работы с 10.08.1990 г. по 30.09.1998 г. в должности фельдшера-диспетчера на Станции скорой и Неотложной помощи, МП «Городская станция скорой медицинской помощи», ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи», не засчитан в специальный стаж, так как такая должность и учреждение не поименованы Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1066 от 22.09.99 г. и Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 г., Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов, утвержденной Приказом Минздрава РФ №377 от 15.10.1999 г., Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России №395 от 03.11.1999 г.

Лунтовская Т.В. обратилась в суд с иском, уточнив который, просила признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обязать ответчика включить ей в специальный стаж спорный период ее работы, в том числе отпуск по уходу за ребенком с 10.08.1990 г. по 31.10.1990 г., назначить пенсию с момента обращения.

Суд вынес вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, как незаконного.

Изучив материалы дела, заслушав возражения истицы, обсудив доводы кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно п.20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7, лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 дет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В связи с тем, что трудовая деятельность истицы протекала в городе, суд рассматривая заявленные требования, правомерно исходил при оценке пенсионных прав истицы из специального стажа в 30 лет.

           Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении №2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1066 от 22.09.99 г. «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населении» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.

Спорный период работы истицы имел место до 01.11.1999 г.

Согласно Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г., действовавшего до 01.11.1999 г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В данном Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Должность фельдшера относится к среднему медицинскому персоналу, а станции скорой и неотложной медицинской помощи относятся к учреждениям здравоохранения.

Согласно записей в трудовой книжке, истица с 10.08.1990 г. принята на должность фельдшера-диспетчера Станции скорой и неотложной помощи (переименованной с 23.11.1992 г. в Муниципальное Предприятие «Городская станция Скорой медицинской помощи», с 15.07.1998 г. в Муниципальное Медицинское Учреждение «Городская станция Скорой медицинской помощи»), с 01.10.1998 г. переведена на должность фельдшера выездной бригады.

Судом установлено, что истица фактически работала фельдшером по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, а в трудовой книжке сделана запись не соответствующая личной карточкой формы Т-2, приказу №<данные изъяты> от <данные изъяты> г., лицевым счетам и штатным расписаниям медицинского персонала.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов, утвержденной Приказом Минздрава РФ №377 от 15.10.1999 г., в числе среднего медицинского персонала поименована должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.

Таким образом, ссылки ответчика в кассационной жалобе на то, что Номенклатурой не поименована должность фельдшера-диспетчера - на законность постановленного решения не влияют.

Довод кассационной жалобы о том, что Муниципальное Предприятие «Городская станция Скорой медицинской помощи» не относится к учреждениям здравоохранения, опровергается его Уставом.

           К тому же станции скорой медицинской помощи поименованы Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России №395 от 03.11.1999 г., а неправильное поименование учреждения не может повлиять на пенсионные права истицы.

При таких обстоятельствах суд правомерно включил в специальный стаж истицы период ее работы с 01.11.1990 г. по 30.09.1998 г. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Кроме того, в спорный период истица находилась в отпуске по уходу за ребенком <данные изъяты> года рождения с 10.08.1990 г. по 31.10.1990, к работе она приступила 01.11.1990 г.

Довод кассационной жалобы о том, что правовые основания для включения данного отпуска в специальный стаж отсутствуют - является несостоятельным.

Закон «О трудовых пенсиях в РФ», не содержит норм, из которых вытекали бы основания к отказу во включении периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Применение ограничения, предусматривающего отказ во включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготный стаж, возможно только с 06.10.1992 г., то есть с момента вступления в законную силу Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан, и тем самым отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2,18, 54 (часть 1), 55 (часть 2 и 3) и 57 Конституции РФ.

Поэтому, Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., а также Разъяснения Минтруда РФ, утвержденные Постановлением Минтруда РФ № 29 от 22.05.1996 г. - не могут повлечь исключение из специального стажа для досрочного назначения пенсии периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, имевшим место до 06.10.1992 г.

При таких обстоятельствах период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10.08.1990 г. по 31.10.1990 г. включен в специальный стаж для досрочного назначения истице пенсии по старости правомерно.

Сроки назначения пенсии определены в ст.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии <данные изъяты> г.

С учетом спорного периода, засчитанного судом, и периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, у истицы имеется необходимый 30-летний стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Срок назначения пенсии определен судом согласно ст. 19 названного Закона с момента обращения в пенсионный орган правильно.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

           Руководствуясь ст.199, ст. 361, судебная коллегия                             

ОПРЕДЕЛИЛА:                    

Решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты> - без удовлетворения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ: 1)

2)