признание права на пенсию по случаю потери кормильца



Судья Палагина А.А.                                                           Дело № 33-2385-11 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                                   6 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Журавлёва А.В.

и судей Леонтьевой И.В., Муминовой Л.И.,

при секретаре Сидоровой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Жигальцевой О.И., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Военному комиссариату <адрес> о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, перерасчёте пенсии по случаю потери кормильца, поступившее по кассационной жалобе Военного комиссариата <адрес> на решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 июня 2011 года, которым постановлено:

«Иск Жигальцевой О.И., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Военному комиссариату <адрес> о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, перерасчёте пенсии по случаю потери кормильца, удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере.

Обязать Военный комиссариат <адрес> произвести перерасчёт пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 в сторону увеличения в порядке, установленном для ветеранов боевых действий с учётом требований п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Жигальцевой О.И., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, отказать».

Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Жигальцева О.И., действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО1, обратилась в суд с иском к Военному комиссариату <адрес>, ссылаясь на то, что несовершеннолетний ФИО1 является сыном сержанта ФИО2, погибшего ДД.ММ.ГГГГ в ходе боевых действий в Чеченской республике, в связи с гибелью отца получает пенсию по случаю потери кормильца. Полагая, что размер пенсии подлежал увеличению в порядке, предусмотренном п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», просила признать за её сыном право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, обязать ответчика произвести перерасчёт размера пенсии по случаю потери кормильца с момента её назначения, с учётом индексов потребительских цен по <адрес>.

Судом принято решение о частичном удовлетворении иска.

В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно п. «г» ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 указанного Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчётного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости, исходя из этого увеличения.

Статья 45 Закона помещена в разделе «исчисление пенсий», в котором установлены общие правила для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учётом этих заслуг. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из смысла данных норм, в их совокупности с ч. 5 ст. 46 этого же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего, следует, что размер пенсии, получаемой членами семьи погибшего ветерана боевых действий, и назначенной в соответствии с данным Законом, подлежит повышению в порядке, определённом п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семей погибшего военнослужащего на повышение размера пенсии, является приобретение им соответствующего правового статуса - ветерана боевых действий.

Как установлено судом, сержант ФИО2 погиб на территории Чеченской Республики при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) ДД.ММ.ГГГГ. Материалами его личного дела подтверждается, что он погиб при выполнении боевого задания.

Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО2 признан статус «ветерана боевых действий».

Судом установлено, что несовершеннолетнему ФИО1, как сыну погибшего, была назначена и выплачивается Военным комиссариатом <адрес> пенсия по случаю потери кормильца. Пенсия выплачивалась без учёта повышения, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Удовлетворяя исковые требования в части признания за ФИО1 права на получение пенсии в повышенном размере, суд первой инстанции исходил из системного толкования положений ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», статей 29, 43, 45, 46 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Изложенные в кассационной жалобе Военного комиссариата <адрес> доводы о том, что истец лично не обладает статусом ветерана боевых действий и поэтому не имеется оснований для повышения размера его пенсии, основаны на неверном толковании указанных выше норм права.

С учётом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: