Судья: Митюшкин В.В. Дело № <данные изъяты>-<данные изъяты> -<данные изъяты> г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе: Председательствующего: Журавлева А.В. Судей: Муминовой Л.И., Мухаметзяновой Н.И. При секретаре: Поздняковой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> года дело по иску Переверзевой С.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) <данные изъяты> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поступившее по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты>) на решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> года, которым постановлено: «Иск удовлетворить. Признать за Переверзевой С.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) <данные изъяты> включить Переверзевой С.И. в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы: период работы с 6 марта 1987 года по 22 января 1990 года в должности медицинского фельдшера <данные изъяты> психоневрологического дома-интерната; с 1 февраля 1990 года по 1 октября 1991 года, с 1 апреля 1992 года по 14 декабря 1993 года - в должности заведующего <данные изъяты> фельдшерским пунктом - фельдшером <данные изъяты> Центральной районной больницы; с 15 декабря 1993 года по 5 августа 1999 года - в должности заведующего <данные изъяты> фельдшерским пунктом <данные изъяты> РТМО; с 6 августа по 31 октября 1999 года - в должности заведующего <данные изъяты> фельдшерским пунктом ГУЗ «<данные изъяты> ТМО»; с 2 октября по 22 декабря 1991 года - время нахождения в отпуске по беременности и родам; с 23 декабря 1991 года по 31 марта 1992 года - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; в календарном исчислении: период работы с 1 ноября по 31 декабря 1999 года - в должности заведующего <данные изъяты> фельдшерским пунктом ГУЗ «<данные изъяты> ТМО», с 8 января по 7 марта 2003 года и с 12 марта по 12 мая 2007 года - периоды нахождения на цикле усовершенствования «<данные изъяты>» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и назначить трудовую пенсию по старости с <данные изъяты> года. Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты> в пользу Переверзевой С.И. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей. Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по <данные изъяты>) №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. Переверзевой С.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Из необходимых 25 лет специального стажа засчитано 16 лет 08 месяцев 26 дней. Периоды работы с 06.03.1987 г. по 22.01.1990 г. в должности медицинского фельдшера <данные изъяты> психоневрологического дома-интерната, с 01.02.1990 г. по 01.10.1991 г., с 01.04.1992 г. по 14.12.1993 г., с 01.01.2000 г. по 07.01.2003 г., с 08.03.2003 г. по 24.05.2003 г., с 12.10.2003 г. по 11.03.2007 г., с 13.05.2007 г. по 27.04.2010 г. заведующей <данные изъяты> фельдшерским пунктом-фельдшером <данные изъяты> ЦРБ засчитаны в календарном порядке, в применении льготного порядка исчисления один год работы за 1 год и 3 месяца отказано со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г. Периоды работы с 15.12.1993 г. по 05.08.1999 г. в <данные изъяты> РТМО и с 06.08.1999 г. по 31.12.1999 г. в ГУЗ <данные изъяты> ТМО заведующей <данные изъяты> фельдшерским пунктом фельдшером не засчитаны в специальный стаж по мотивам того, что такие учреждения как РТМО, ТМО не поименованы Списком и п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 02.10.1991 г. по 22.12.1991 г., с 25.05.2003 г. по 11.10.2003 г., в отпуске по уходу за ребенком с 23.12.1991 г. по 31.03.1992 г. засчитаны в календарном порядке, в применении льготного порядка исчисления из расчета один год работы за 1 год и 3 месяца отказано со ссылкой на п.п. «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781 от 22.10.2002 г. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.01.2003 г. по 07.03.2003 г., с 12.03.2007 г. по 12.05.2007 г. не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., п.5 Разъяснений Министерства труда РФ №5 от 22.05.1996 г., утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29. Переверзева С.И. обратилась в суд с иском, уточнив который, просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, обязать пенсионный орган включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с 06.03.1987 г. по 22.01.1990 г., с 01.02.1990 г. по 31.10.1999 г.; в календарном исчислении период работы с 01.11.1999 г. по 31.12.1999 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.01.2003 г. по 07.03.2003 г., с 12.03.2007 г. по 12.05.2007 г., назначить пенсию с момента обращения. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, как незаконного. Изучив материалы дела, заслушав возражения истицы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Согласно п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7, лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В связи с тем, что трудовая деятельность истицы протекала в сельской местности, суд, рассматривая, заявленные требования, правомерно исходил при оценке пенсионных прав истицы из специального стажа в объеме 25 лет. Из материалов дела усматривается, что истица с 06.03.1987 г. по 22.01.1990 г. работала мед.фельдшером в <данные изъяты> психоневрологическом доме-интернате, с 01.02.1990 г. заведующей <данные изъяты> фельдшерским пунктом - фельдшером, переименованном с 01.01.2000 г. в фельдшерско-акушерский пункт <данные изъяты> ЦРБ (с 15.12.1993 г. в <данные изъяты> РТМО, с 06.08.1999 г. в ГУЗ «<данные изъяты> ТМО», с 25.04.2000 г. в ГУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», с 30.01.2006 г. в МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ»), где работает по настоящее время. При этом истица с 02.10.1991 г. по 22.12.1991 г., с 25.05.2003 г. по 11.10.2003 г. находилась в отпусках по беременности и родам, с 23.12.1991 г. по 31.03.1992 г. в отпуске по уходу за ребенком <данные изъяты> года рождения, а с 08.01.2003 г. по 07.03.2003 г., с 12.03.2007 г. по 12.05.2007 г. на курсах повышения квалификации. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются. Довод кассационной жалобы о том, что льготный порядок исчисления страхового стажа применяется только к смешанному стажу (работа в сельской местности и в городе является несостоятельным. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении №2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 г. « Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения » в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N464. Согласно Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г., действовавшего до 01.11.1999 г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В данном Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Должность фельдшера относится к среднему медицинскому персоналу, а фельдшерско-акушерские пункты к учреждениям здравоохранения. В силу п.2 Постановления Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 г. исчисление сроков выслуги производится из расчета - 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа за 1 год и 3 месяца. Согласно сведениям о страховом стаже следует, что периоды работы истицы с 06.03.1987 г. по 22.01.1990 г. в должности медицинского фельдшера <данные изъяты> психоневрологического дома-интерната, с 01.02.1990 г. по 14.12.1993 г. заведующей <данные изъяты> фельдшерским пунктом - фельдшером засчитаны в календарном порядке. Таким образом, суд правомерно обязал ответчика засчитать в специальный стаж истицы для досрочного назначения пенсии по старости эти периоды, а также период ее работы с 15.12.1993 г. по 31.10.1999 г. заведующей <данные изъяты> фельдшерским пунктом, в том числе период нахождения в отпуске по беременности и родам с 02.10.1991 г. по 22.12.1991 г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 23.12. 1991 г. по 31.03.1992 г. в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Довод кассационной жалобы о том, что работа истицы в РТМО и в ТМО не подлежит включению в стаж для назначения досрочной пенсии - является несостоятельным, поскольку в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №38 от 14.05.2001 г. работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. А, кромке того, согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г., в стаж лечебной деятельности засчитывается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что истица работала заведующей <данные изъяты> фельдшерским пунктом фельдшером, который являлся структурным подразделением с 15.12.1993 г. по 05.08.1999 г. <данные изъяты> РТМО, а с 06.08.1999 г. по 31.12.1999 г. <данные изъяты> ТМО. При таких обстоятельствах, ссылки ответчика в кассационной жалобе на Номенклатуру учреждений здравоохранения правового значения для оценки пенсионных прав истицы не имеют. Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о включении в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения спорного периода работы с 15.12.1993 г. по 31.12.1999 г., исчислив его до 01.11.1999 г. в указанном выше льготном порядке, а с 01.11.1999 г. по 31.12.1999 г. - в календарном порядке. Довод кассационной жалобы о том, что периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет не подлежит исчислению в календарном порядке, так как отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей - на законность постановленного судом решения не влияет, поскольку основан на неправильном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям Закон «О трудовых пенсиях в РФ», не содержит норм, из которых вытекали бы основания к отказу во включении периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Применение ограничения, предусматривающего отказ во включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготный стаж, возможно только с 06.10.1992 г., то есть с момента вступления в законную силу Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан, и тем самым отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2 и 3) и 57 Конституции РФ. Согласно п.7 Разъяснений Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС №23/24-11 от 29.11.1989 г. к Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС №677 от 22.08.1989 г., действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Поэтому, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., а также Разъяснения Минтруда РФ №5 от 22.05.1996 г. и Разъяснения Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС №23/24-11 от 29.11.1989 г. - не влияют на законность судебного постановления по данному делу. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г. периоды нахождения на больничном листе в связи с рождением ребенка засчитываются в специальный стаж в таком же порядке, как и для работающих граждан. Отпуск по беременности и родам предоставляется на основании листка нетрудоспособности, а потому правовых препятствий к льготному исчислению периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам не имеется. Таким образом, у суда имелись правовые основания для включения в специальный стаж истицы периода нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 02.10.1991 г. по 22.12.1991 г. и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 23.12.1991 г. по 31.03.1992 г. в указанном льготном порядке. Довод кассационной жалобы, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, не могут быть включены в специальный стаж, является несостоятельным. В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Как следует из справки работодателя, лицевых счетов, истица находилась на курсах повышения квалификации с 08.01.2003 г. по 07.03.2003 г. и с 12.03.2007 г. по 12.05.2007 г. с сохранением среднего заработка по месту работы и отчислениями страховых взносов в пенсионный фонд. При таких обстоятельствах правовых препятствий к включению периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 08.01.2003 г. по 07.03.2003 г. и с 12.03.2007 г. по 12.05.2007 г. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, не имеется. Сроки назначения пенсии определены ст.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии <данные изъяты> г. С учетом периодов, засчитанных пенсионным органом в бесспорном порядке и периодов, засчитанных судом, у истицы имеется необходимый 25 летний стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.п.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» специальный стаж. Срок назначения трудовой пенсии правильно определен судом согласно ст.19 названного Закона с <данные изъяты> г. - то есть со дня обращения за указанной пенсией. Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст.199, ст. 361, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты>) - без удовлетворения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: 2)