работа в Красном Кресте



Судья: Петлица Г.М.        Дело № <данные изъяты>-<данные изъяты> -<данные изъяты> г.

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе:

Председательствующего: Журавлева А.В.,

Судей: Муминовой Л.И., Мухаметзяновой Н.И.

При секретаре: Миломаевой А.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> года

дело по иску Костунец Н.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) <данные изъяты> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

поступившее по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты>

на решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> года, которым постановлено:

«Исковые требования Костунец Н.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> от <данные изъяты> г. № <данные изъяты> об отказе в назначении Костунец Н.И. досрочной трудовой пенсии по старости.

Признать за Костунец Н.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> засчитать Костунец Н.И. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период ее работы с 10.12.1984 г. по 10.06.1985 г. в должности патронажной медсестры при <данные изъяты> Горкоме Общества Красного Креста <данные изъяты>; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.05.2004 г. по 13.06.2004 г., с 04.05.2009 г. по 19.06.2009 г., с 12.01.2010 г. по 25.02.2010 г. - в календарном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> назначить Костунец Н.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с <данные изъяты> года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> в пользу Костунец Н.И. расходы по оплате юридических услуг в сумме <данные изъяты> руб. и по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.».

Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия

                          УСТАНОВИЛА:

Решением Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> г. Костунец Н.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по стрости по п.п.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.

Из необходимых 30 лет специального стажа засчитано 29 лет 05 месяцев 26 дней.

Период работы с 10.12.1984 г. по 10.06.1985 г. в должности патронажной медсестры при <данные изъяты> Горкоме Красного Креста <данные изъяты> в специальный стаж не включен по мотивам того, что такие учреждения не относятся к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения, и не поименованы Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г. и №1066 от 22.09.1999 г., Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 г.

Период работы с 03.08.2000 г. по 17.10.2000 г. в должности медсестры <данные изъяты> ЦРБ на 0,5 ставки не включен в специальный стаж со ссылкой на п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г.

Период работы с 03.08.2000 г. по 17.10.2000 г. в должности санитарки <данные изъяты> ЦРБ не засчитан в специальный стаж по мотивам того, что такая должность не поименована Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ №781 от 22.10.2002 г., № 1066 от 22.09.1999 г.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.05.2004 г. по 13.06.2004 г., с 04.05.2009 г. по 19.06.2009 г., с 12.01.2010 г. по 25.02.2010 г. не включены в специальный стаж со ссылкой на Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., и на п. 21 Разъяснений № 5 от 22.05.1996 г., утвержденных Постановлением Министерства труда РФ № 29 от 22.05.1996 г.

Костунец Н.И. обратилась в суд с иском, в котором, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать пенсионный орган включить в специальный стаж период ее работы с 10.12.1984 г. по 10.06.1985 г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.05.2004 г. по 13.06.2004 г., с 04.05.2009 г. по 19.06.2009 г., с 12.01.2010 г. по 25.02.2010 г., назначить пенсию с момента обращения, взыскать в ее пользу расходы по оплате юридических услуг в сумме <данные изъяты> руб. и по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

          На включении в специальный стаж иных периодов истица не настаивала.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, как незаконного.

Изучив материалы дела, заслушав возражения истицы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Истица работала в городе, поэтому при оценке ее пенсионных прав суд правомерно исходил из специального стажа в объеме 30-ти лет.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении №2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

До 01.10.1993 г. действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В разделе II данного Перечня поименованы медицинские сестры-все независимо от наименования должности.

Согласно п.3 Положения в стаж работы врачей, медицинских сестер и других работников здравоохранения засчитывается работа в системе общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Судом установлено, что истица с 10.12.1984 г. по 10.06.1985 г. работала в должности патронажной медсестры при <данные изъяты> Горкоме Общества Красного Креста <данные изъяты>

Из Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Закона «О трудовых пенсиях в РФ», Постановления Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г., Постановления Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 г., Постановления Правительства РФ №1066 от 22.09.99 г. - не усматривается ограничений в применении Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 к периодам ее работы, имевших место до 01.10.1993 г. (до окончания периода действия Положения).

Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан, и тем самым отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18,54 (часть1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции РФ.

Истолкование Закона «О трудовых пенсиях в РФ», и Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., как позволяющих не включать спорные периоды работы истицы до 01.10.1993 г. в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положений ст. 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).

Довод кассационной жалобы о том, что на момент отмены Положения 1959 года истица не выработала, предусмотренные в п. 4 - 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев) - правового значения не имеет, поскольку такой стаж должен быть на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, а не на период действия этого Положения.

При таких обстоятельствах, период работы истицы с 10.12.1984 г. по 10.06.1985 г. в должности патронажной медсестры при <данные изъяты> Горкоме Общества Красного Креста <данные изъяты>, как имевший место до 01.10.1993 г., подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Довод кассационной жалобы о том, что нахождения истицы на курсах повышения квалификации, не могут быть включены в специальный стаж, является несостоятельным.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., периоды работы выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный орган РФ.

В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Как следует из материалов дела, истица в период работы в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения <данные изъяты> ЦРБ направлялась работодателем в ОГОУ СПО «<данные изъяты> базовый медицинский колледж» для прохождения курсов повышения квалификации с 19.05.2004 г. по 13.06.2004 г., с 04.05.2009 г. по 19.06.2009 г., с 12.01.2010 г. по 25.02.2010 г. с сохранением среднего заработка и отчислениями страховых взносов в пенсионный фонд.

           Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

При таких обстоятельствах правовых препятствий к включению периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 19.05.2004 г. по 13.06.2004 г., с 04.05.2009 г. по 19.06.2009 г., с 12.01.2010 г. по 25.02.2010 г. в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, не имеется.

Сроки назначения пенсии определены ст.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Истица обратилась в пенсионный орган <данные изъяты> г.

С учетом спорных периодов, засчитанных судом, и периодов, засчитанных самим пенсионным органом, у истицы на дату обращения имеется необходимый стаж, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Срок назначения пенсии правильно определен судом согласно ст. 19 названного Закона с момента обращения в пенсионный орган.

           Требования о распределении судебных расходов по оплате услуг представителя и государственной пошлины при подаче искового заявления рассмотрены судом в соответствии со ст. 98 и ст. 100 ГПК РФ.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушения норм материального права и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 199, ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты> - без удовлетворения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ: