признание права на повышение пенсии



Судья Дюкарева С.В.                                                           Дело № 33-2719-11 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                                  11 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Журавлёва А.В.

и судей Леонтьевой И.В., Мухаметзяновой Н.И.,

при секретаре Бекетове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ямщикова В.А. к Управлению Министерства внутренних дел РФ <адрес> о признании права на повышение пенсии, перерасчёте и взыскании недополученной пенсии, поступившее по кассационной жалобе УМВД России <адрес> на решение Ленинского районного суда г. Курска от 29 августа 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ямщикова В.А. удовлетворить частично.

Признать за Ямщиковым В.А. право на повышение пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел <адрес> в пользу Ямщикова В.А. недополученную пенсию по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать».

Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ямщиков В.А. обратился в суд с иском к УМВД России <адрес> о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере с момента её назначения, ссылаясь на то, что он является отцом майора милиции ФИО1, погибшего ДД.ММ.ГГГГ в связи с исполнением служебных обязанностей. В связи с гибелью сына получает пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ Полагая, что размер пенсии подлежал увеличению в порядке, предусмотренном п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, поскольку его сын являлся ветераном боевых действий, просил обязать ответчика произвести перерасчёт размера пенсии по случаю потери кормильца с момента её назначения с учётом индексов потребительских цен.

Судом принято решение о частичном удовлетворении иска.

В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда в части и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей кассационную жалобу, объяснения истца Ямщикова В.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.

Согласно подпункта 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно п. «г» ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 указанного Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчётного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости, исходя из этого увеличения.

Статья 45 Закона помещена в разделе «исчисление пенсий», в котором установлены общие правила для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учётом этих заслуг. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из смысла данных норм, в их совокупности с ч. 5 ст. 46 этого же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего, следует, что размер пенсии, получаемой членами семьи погибшего ветерана боевых действий, и назначенной в соответствии с данным Законом, подлежит повышению в порядке, определённом п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семей погибшего военнослужащего на повышение размера пенсии, является приобретение им соответствующего правового статуса - ветерана боевых действий.

Как установлено судом, сын истца - майор милиции ФИО1, погиб на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в связи с исполнением служебных обязанностей.

Из материалов дела видно, что на момент смерти ФИО1 являлся ветераном боевых действий, был участником контртеррористической операции на Северном Кавказе и имел соответствующее удостоверение.

Судом установлено, что истцу, как отцу погибшего, была назначена и выплачивалась УВД <адрес> пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ Пенсия выплачивалась без учёта повышения, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Удовлетворяя исковые требования в части признания за истцом права на получение пенсии в повышенном размере, суд первой инстанции исходил из системного толкования положений ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», статей 29, 43, 45, 46, 55 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 в случае, если пенсионер приобрёл право на перерасчёт размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчёт размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчётом размера пенсии.

Таким образом, поскольку с требованием о признании права на повышение пенсии по случаю потери кормильца Ямщиков В.А. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, такое право у него возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.

Принимая решение о взыскании с Управления Министерства внутренних дел РФ <адрес> в пользу Ямщикова В.А. недополученной пенсии по случаю потери кормильца в <данные изъяты>., суд вышел за пределы заявленных истцом требований, поскольку в исковом заявлении истец просил признать за ним право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере и обязать УМВД России <адрес> произвести перерасчёт пенсии по случаю потери кормильца.

С учётом изложенного судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной части.

Изложенные в кассационной жалобе Военного комиссариата <адрес> доводы о том, что истец лично не обладает статусом ветерана боевых действий и поэтому не имеется оснований для повышения размера его пенсии, а также о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права, приводились и в судебном заседании суда первой инстанции и проверялись судом.

В решении суда приведены все имеющие значение по делу обстоятельства, указаны нормы права, на основании которых разрешён спор, и судебная коллегия считает, что доводы ответчика основаны на неверном толковании закона.

Руководствуясь ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 29 августа 2011 года изменить, изложив его в следующей редакции:

«Исковые требования Ямщикова В.А. удовлетворить частично.

Признать за Ямщиковым В.А. право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере в порядке, установленном для ветеранов боевых действий.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации <адрес> произвести перерасчёт размера пенсии Ямщикова В.А. по случаю потери кормильца в сторону увеличения в порядке, определённом п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.03.1993 г. № 4468-1, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковых требований отказать».

Кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации <адрес> оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: