включение в специальный стаж работу водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах



Судья: Палагина А.А.           Дело № <данные изъяты>-<данные изъяты>-<данные изъяты> г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе:

Председательствующего: Журавлева А.В.

Судей: Шуваевой Е.И., Мухаметзяновой Н.И.

При секретаре: Радиной Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> года

дело по иску Чуйкова П.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) <данные изъяты> о возложении обязанности зачесть периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах,

поступившее по кассационной жалобе ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты>

на решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> года, которым постановлено:

«Исковые требования Чуйкова П.И. удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ <данные изъяты> засчитать Чуйкову П.И. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах периоды его работы в должности водителя 2 класса, водителя 1 класса ПАТП-<данные изъяты> г. <данные изъяты> с 01.11.1979 г. по 31.12.1979 г., с 01.02.1980 г. по 28.02.1980 г., с 01.04.1980 г. по 31.07.1980 г., с 01.09.1980 г. по 31.12.1980 г., с 01.01.1981 г. по 31.12.1981 г., с 01.01.1982 г. по 28.02.1982 г., с 01.04.1982 г. по 31.10.1982 г., с 01.12.1982 г. по 31.12.1982 г., с 01.01.1983 г. по 31.12.1983 г., с 01.01.1984 г. по 31.05.1984 г., с 01.07.1984 г. по 31.08.1984 г., с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г., с 01.01.1985 г. по 31.01.1985 г., с 01.03.1985 г. по 31.05.1985 г., с 01.07.1985 г. по 31.07.1985 г., с 01.12.1985 г. по 31.12.1985 г., с 01.01.1986 г. по 28.02.1986 г., с 01.04.1986 г. по 31.05.1986 г., с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 г., с 01.01.1987 г. по 31.01.1987 г., с 01.03.1988 г. по 31.03.1988 г., с 01.09.1988 г. по 30.09.1988 г., с 01.11.1990 г. по 31.12.1990 г., с 01.08.1991 г. по 31.08.1991 г., с 01.02.1992 г. по 28.02.1992 г., в календарном порядке в общем объеме 6 лет 4 месяца 0 дней.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации /государственное учреждение/ <данные изъяты> области в пользу Чуйкова П.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей (двести рублей)».

Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> г. Чуйкову П.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа.

Из необходимых 20 лет при достижении возраста <данные изъяты> лет, засчитано 11 лет 07 месяцев 07 дней.

Периоды работы с 24.09.1979 г. по 31.01.1987 г., с 01.03.1988 г. по 31.03.1988 г., с 01.09.1988 г. по 30.09.1988 г., с 28.12.1988 г. по 31.12.1988 г., с 01.04.1989 г. по 30.04.1989 г., с 01.10.1990 г. по 31.12.1990 г., с 01.06.1991 г. по 30.09.1991 г., с 01.02.1992 г. по 16.03.1992 г. в должности шофера 2 класса, водителя 1 класса в Автоколонне № <данные изъяты>, в Пассажирском автотранспортном предприятии №<данные изъяты> г. <данные изъяты>, МУП «ПАТП № <данные изъяты> г. <данные изъяты>» не засчитаны в специальный стаж, в связи с отсутствием документального подтверждения занятости на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Чуйков П.И. обратился в суд с иском, в котором, просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать пенсионный орган засчитать в специальный стаж периоды его работы в должности водителя 2 класса, водителя 1 класса с 01.10.1979 г. по 31.12.1979 г., с 01.02.1980 г. по 28.02.1980 г., с 01.04.1980 г. по 31.07.1980 г., с 01.09.1980 г. по 31.12.1980 г., с 01.01.1981 г. по 31.12.1981 г., с 01.01.1982 г. по 31.10.1982 г., с 01.10.1982 г. по 31.12.1982 г., с 01.01.1983 г. по 31.12.1983 г., с 01.01.1984 г. по 31.05.1984 г., с 01.07.1984 г. по 31.08.1984 г., с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г., с 01.01.1985 г. по 31.05.1985 г., с 01.07.1985 г. по 30.09.1985 г., с 01.12.1985 г. по 31.12.1985 г., с 01.01.1986 г. по 31.05.1986 г., с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 г., с 01.01.1987 г. по 31.01.1987 г., с 01.03.1988 г. по 31.03.1988 г., с 01.09.1988 г. по 30.09.1988 г., с 01.04.1989 г. по 30.04.1989 г., с 01.11.1990 г. по 31.12.1990 г., с 01.06.1991 г. по 31.08.1991 г., с 01.02.1992 г. по 16.03.1992 г. в календарном порядке в объеме 7 лет 1 месяц 0 дней, а также период работы с 17.02.2010 г. по 20.11.2010 г. в объеме 9 месяцев 3 дня, а также фактически отработанное время: в марте 1980 года в количестве 13 дней, августе 1980 года - 13 дней, январе 1980 года - 13 дней, в ноябре 1982 года - 15 дней, июне 1984 года - 13 дней, сентябре 1984 года - 12 дней, июне 1985 года - 11 дней, октябре 1985 года - 10 дней, ноябре 1985 года - 9 дней, июне 1986 года - 2 дня, октябре 1990 года - 3 дня, сентябре 1991 года - 16 дней, марте 1992 года - 16 дней, в общем объеме 6 месяцев 20 дней, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах с момента возникновения такого права, с <данные изъяты> г.

Решением <данные изъяты> районного суда г. <данные изъяты> от <данные изъяты> г. исковые требования истца удовлетворены. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам <данные изъяты> областного суда от <данные изъяты> г. решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При повторном рассмотрении дела в судебном заседании истец уточнил исковые требования, в которых просил обязать ответчика засчитать в специальный трудовой стаж периоды его работы: с 01.11.1979 г. по 31.12.1979 г., с 01.02.1980 г.по 28.02.1980 г., с 01.04.1980 г.по 31.07.1980 г., с 01.09.1980 г. по 31.12.1980 г., с 01.01.1981 г. по 31.12.1981 г., с 01.01.1982 г. по 28.02.1982 г., с 01.04.1982 г. по 31.10.1982 г., с 01.12.1982 г. по 31.12.1982 г., с 01.01.1983 г. по 31.12.1983 г., с 01.01.1984 г. по 31.05.1984 г., с 01.07.1984 г. по 31.08.1984 г., с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г., с 01.01.1985 г. по 31.01.1985 г., с 01.03.1985 г. по 31.05.1985 г., с 01.07.1985 г. по 31.07.1985 г., с 01.12.1985 г. по 31.12.1985 г., с 01.01.1986 г. по 28.02.1986 г., с 01.04.1986 г. по 31.05.1986 г., с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 г., с 01.01.1987 г. по 31.01.1987 г., с 01.03.1988 г. по 31.03.1988 г., с 01.09.1988 г. по 30.09.1988 г., с 01.11.1990 г. по 31.12.1990 г., с 01.08.1991 г. по 31.08.1991 г., с 01.02.1992 г. по 28.02.1992 г., в календарном порядке в общем объеме 6 лет 4 месяца.

При повторном рассмотрении дела суд удовлетворил исковые требования истца.

В кассационной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) <данные изъяты> просит решение суда отменить, как незаконное.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.

В соответствии с п.10 ч.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Из записей в трудовой книжке усматривается, что истец с 12.12.1974 г. работал в Автоколонне №<данные изъяты> по различным профессиям, которая была реорганизована 28.09.1979 г. в пассажирское автотранспортное предприятие № <данные изъяты> г. <данные изъяты> (ПАТП № <данные изъяты>), с 24.09.1979 г. истец был переведен шофером 2 класса на автобус, с 16.03.1992 г. уволен.

17.03.1992 г. принят на работу водителем 1 класса на автомобиль ГАЗ-24, откуда уволен 25.06.2002 г.

15.07.2002 г. истец принят на работу в МУП «ПАТП-<данные изъяты>» водителем 1 класса на автобусы регулярных городских маршрутов, с 31.12.2005 г. приказом № <данные изъяты> от <данные изъяты> г. уволен в порядке перевода в ОАО «ПАТП г. <данные изъяты>», с 01.01.2006 г. принят водителем 1 класса регулярных городских пассажирских маршрутов, где работает по настоящее время.

Судом установлено, что в соответствии с приказом КТУ № <данные изъяты> от <данные изъяты> г. Автоколонна №<данные изъяты> реорганизована в пассажирское автотранспортное предприятие № <данные изъяты> (ПАТП №<данные изъяты>) во исполнение приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР № 135 от 14.09.1979 г.

Согласно архивной справки № <данные изъяты> от <данные изъяты> г., 01.01.1999 г. «ПАТП-<данные изъяты>» переименовано в Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие № <данные изъяты>» (МУП «ПАТП<данные изъяты>») на основании Постановления Администрации г. <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> г.

           Особенности регулирования труда и отдыха водителей автотранспорта предусмотрены Положением о рабочем временим и времени отдыха водителей автомобилей.

Согласно Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС № 255/16 от 16.08.1977 г., действовавшим до 25.06.1999 г. и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 16 от 25 июня 1999 г. нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. До 25.06.1999 года действовало Положение, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС №255/16 от 16.08.1977 г., которым предусматривалось, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 41 часа в неделю.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных пассажирских линиях, определяется по итогам месяца.

В рабочее время за месяц включается суммарно время работы на линии регулярного пассажирского маршрута и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций (проведение подготовительно-заключительных работ, участие в плановых технических обслуживаниях и устранение эксплуатационных неисправностей автобуса).

Министерством транспорта РФ Письмом № 13-пр от 02.07.1992 г. утвержден Порядок подтверждения трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения РФ, которым определено, что под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 % рабочего времени за месяц.

           Таким образом, 80% рабочего времени водитель должен быть занят на регулярных городских перевозках, а остальное время - проведением подготовительно-заключительных работ, участием в плановых технических обслуживаниях и устранением эксплуатационных неисправностей автобуса.

           При этом, из подсчета специального стажа подлежат исключению те месяцы, в которых отсутствует предусмотренный объем суммарного рабочего времени, предусмотренного указанными Положениями.

           Судом установлено, что истец в оспариваемые периоды работал водителем автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах.

В материалах дела имеются отчеты о работе автобусных перевозок за спорный период, согласно которых в ПАТП<данные изъяты> осуществлялись только городские автобусные маршруты.

           Согласно ведомостям по заработной плате истцу выплачивалась премия за выполнение графика регулярности пассажирских перевозок, а из коллективных договоров усматривается, что такая премия начисляется за фактически отработанное время только для водителей на городских маршрутах.

           Довод кассационной жалобы о том, что в ведомостях по начислению заработной платы не всегда присутствует отметка о регулярности - на законность постановленного судом решения не влияет, поскольку не может влиять на пенсионные права истца, к тому же - из специального стажа исключены периоды, в которых не выработан необходимый объем рабочего времени за месяц.

              

           Довод кассационной жалобы об отсутствии документов, подтверждающих постоянную занятость истца полный рабочий день в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах не состоятелен.

           В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

           Пенсионным органом в рамках искового производства по данному делу не представлено суду каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда о работе истца и оплате его труда в спорные периоды, как водителю на регулярных городских пассажирских маршрутах.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно включил в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии по старости периоды его работы с 01.11.1979 г. по 31.12.1979 г., с 01.02.1980 г. по 28.02.1980 г., с 01.04.1980 г. по 31.07.1980 г., с 01.09.1980 г. по 31.12.1980 г., с 01.01.1981 г. по 31.12.1981 г., с 01.01.1982 г. по 28.02.1982 г., с 01.04.1982 г. по 31.10.1982 г., с 01.12.1982 г. по 31.12.1982 г., с 01.01.1983 г. по 31.12.1983 г., с 01.01.1984 г. по 31.05.1984 г., с 01.07.1984 г. по 31.08.1984 г., с 01.12.1984 г. по 31.12.1984 г., с 01.01.1985 г. по 31.01.1985 г., с 01.03.1985 г. по 31.05.1985 г., с 01.07.1985 г. по 31.07.1985 г., с 01.12.1985 г. по 31.12.1985 г., с 01.01.1986 г. по 28.02.1986 г., с 01.04.1986 г. по 31.05.1986 г., с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 г., с 01.01.1987 г. по 31.01.1987 г., с 01.03.1988 г. по 31.03.1988 г., с 01.09.1988 г. по 30.09.1988 г., с 01.11.1990 г. по 31.12.1990 г., с 01.08.1991 г. по 31.08.1991 г., с 01.02.1992 г. по 28.02.1992 г.

Доводы кассационной жалобы относительно отсутствия регулярности городских пассажирских маршрутов в автоколонне №1307 правового значения не имеют в связи с тем, что спорными являются периоды работы в ПАТП-<данные изъяты>

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение <данные изъяты> районного суда г. <данные изъяты> от <данные изъяты> года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты> - без удовлетворения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ: 1)

2)