Об удовлетворении иска гражданина к администрации района об индексации денежной суммы и компенсации морального вреда отказано.



Судья: <данные изъяты>                                                                                                     Дело г.

<адрес> ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес> областного суда в составе:

председательствующего - Болдырева А.Б.,

                             судей -     Клевцовой Г.П., Шумаковой В.Т.,

при секретаре                  -     Поздняковой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 мая 2011 года кассационную жалобу Леонидова Б.С. об отмене решения Обоянского районного суда <адрес> <адрес> от 15 марта 2011 года, которым в удовлетворении иска Леонидова Б.С. к администрации <адрес> <адрес> <адрес> об индексации денежной суммы и компенсации морального вреда, отказано.

Заслушав доклад судьи Клевцовой Г.П., объяснения Леонидова Б.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Леонидов Б.С. обратился в суд с иском к администрации <адрес> <адрес> <адрес> об индексации денежной компенсации за утраченное в годы политических репрессий имущество и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование своего требования указал, что заключением комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий администрации <адрес> <адрес> <адрес> от 10 ноября 2011 года решено выплатить ему денежную компенсацию в размере 10 000 рублей за утраченное в 1933 году в результате политических репрессий имущество его родителей ФИО6 и ФИО1 в виде скота, жилого дома и надворных построек, расположенных в <адрес> <адрес> <адрес>. Полагает, что с момента принятия закона «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18 октября 1991 года до момента обращения его с настоящим иском имел место рост потребительских цен в 234, 78 раз и поэтому денежная компенсация за утраченное имущество на основании ст. 208 ГПК РФ подлежит индексации и должна составлять <данные изъяты> рублей. Кроме того, на основании ст. 150 ГК РФ просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей за то, что были раскулачены родители истца и выселены на спецпоселение в АКССР, где осуществляли принудительные работы и где от физических страданий умерли его брат и сестра, а он тяжело болел, потерял 80% зрения на один глаз.

Решением Обоянского районного суда <адрес> <адрес> от 15 марта 2011 года в удовлетворении требований Леонидова Б.С. отказано.

Не согласившись с данным решением, Леонидов Б.С. обратился с кассационной жалобой, в которой просил решение отменить и удовлетворить его исковые требования.

В судебное заседание суда кассационной инстанции, назначенное на 05 мая 2011 года на 11 часов, представитель ответчика - администрации <адрес> по <адрес> <адрес> и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства( отделение по <адрес>) <адрес> <адрес>, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении дела слушанием по каким - либо основаниям не направили. При таких обстоятельствах судебная коллегия, ввиду отсутствия препятствий к разбирательству, руководствуясь ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /ГПК РФ/, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из содержания ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.

Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.

Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счёт средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из копии свидетельства о рождении Леонидова Б.С. /л.д. 21/ усматривается, что его отцом являлся ФИО2, а матерью - ФИО1.

Согласно копии личного дела на отца истца - ФИО6 /л.д. 35-52/, он был раскулачен в 1933 году и при этом имел землю, дом, хозяйственные постройки, имущество, скот. В состав семьи ФИО6 входила жена - ФИО1 и дети, в том числе, Леонидов Б.С.

Факт реабилитации ФИО6, ФИО1 Леонидова Б.С. подтверждается справками /л.д. 22, 23, 27/.

Как следует из содержания протокола № 1 заседания комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий администрации <адрес> <адрес> <адрес> от 10 ноября 2010 года /л.д. 28/, в нём отражено решение, принятое по заявлению Леонидова Б.С. о выплате ему денежной компенсации в размере 10 000 рублей за утраченное в 1933 году в результате политических репрессий имущество его родителей ФИО6 и ФИО1 в виде скота, жилого дома и надворных построек, расположенных в <адрес> <адрес> <адрес>.

Судом установлено, что администрацией <адрес> <адрес> <адрес> Леонидову Б.С. не перечислена сумма денежной компенсации в размере 10 000 рублей, в виду его отказа получать указанную сумму без индексации и предоставить номер своего банковского счёта.

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», как специальный правовой акт, в отличие от гражданско - правового обязательства, вследствие причинения вреда (глава 59 ГПК РФ) предполагает применение упрощённой процедуры восстановления имущественных прав на получение компенсации за имущество, когда его реальная стоимость не может быть установлена.

Учитывая фактические обстоятельства дела и положение Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно которого выплаченные суммы компенсации не подлежат перерасчету, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заключение комиссии о выплате Леонидову Б.С. денежной компенсации в размере 10 000 рублей, является правильным и не подлежит индексации в порядке ст. 208 ГПК РФ.

Вопрос о проверке конституционности положений ст. 16.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 15 мая 2007 года № 383-О-П, от 17 июля 2007 года № 574-О-О, от 15 апреля 2008 года № 263-О-О и др.).

Конституционный Суд РФ указал, в частности, что Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» представляет собой, по существу, публично-правовое обязательство, направленное на компенсацию в имущественной сфере ущерба, причиненного пострадавшей категории граждан. Принимая на себя публично-правовое обязательство обеспечить жертвам политических репрессий посильную компенсацию материального ущерба, федеральный законодатель исходил из социально-экономического положения государства на момент вступления этого Закона в силу.

Сославшись на то обстоятельство, что размер названных денежных компенсаций не пересматривался с 1 января 2001 года, Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод, что Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание в рамках предоставленных им Конституции РФ полномочий должны - исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции, других социально-экономических факторов - определить, какой размер возмещения материального ущерба лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», может считаться посильной в настоящее время компенсацией материального ущерба, с тем, чтобы возмещение им вреда осуществлялось в наиболее полном объеме и чтобы достижение провозглашенной названным Закона цели не ставилось под сомнение.

Действующей редакцией Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» размер компенсационных выплат за утраченное жильё и имущество определён в твёрдой денежной сумме 10 000 рублей. Механизм индексации данной суммы законом не предусмотрен. Поэтому ссылки в кассационной жалобе на необходимость индексации 10 000 рублей, исходя из индекса роста потребительских цен, лишены правовых оснований.

Указание истца в жалобе на то, что районным судом противоправно и необоснованно отклонён иск о взыскании с администрации компенсации морального вреда, является также необоснованным, так как основано на неверном толковании выводов определений Конституционного суда Российской Федерации, в которых констатировано, что используемые в Законе специальные публично - правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда.

Иные доводы жалобы также не могут быть приняты во внимание, так как они сводятся по существу к переоценке установленных судом обстоятельств, которые были исследованы по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому в силу ст. 362 ГПК РФ, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения Обоянского районного суда <адрес> <адрес> от 15 марта 2011 года.

С учётом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Обоянского районного суда <адрес> <адрес> от 15 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Леонидова Б.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: