КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе: Председательствующего Полянской Л.П. Судей Черниковой Е.Н. и Ефремовой Н.М. При секретаре Япринцевой Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дело по иску Евдокимовой Т.Л. к УМВД России по <данные изъяты> о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УВД по <данные изъяты> восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, поступившее по кассационной жалобе УМВД России по <данные изъяты> на решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено: Исковые требования Евдокимовой Т.Л. к УМВД России по <данные изъяты> о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УВД по <данные изъяты>, восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить. Признать незаконным решение совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии УВД по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Евдокимовой Т.Л. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Восстановить Евдокимову Т.Л. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в УМВД России по <данные изъяты> с даты постановки на такой учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Заслушав доклад судьи Черниковой Е.Н., судебная коллегия Евдокимова Т.Л. обратилась в суд с иском к УВД по <данные изъяты>, в котором просит восстановить ее в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма на учете в УВД по <данные изъяты> с даты ее первоначальной постановки на учет. Свои требования мотивировала тем, что 28 февраля 2011 года в соответствии с п. «ж» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по болезни) она была уволена из органов внутренних дел. Выслуга по состоянию на 28.02.2011 года составляет 20 лет 04 месяца 29 дней - в календарном исчислении, 24 года 00 месяцев 15 дней - в льготном исчислении. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 гг., она как сотрудник органов внутренних дел РФ, содержащийся за счет средств федерального бюджета и уволенный со службы по состоянию здоровья с общей продолжительностью службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более, имеет право на получение жилищного сертификата. Для того, чтобы получить сертификат ей необходимо обратиться в орган, в котором она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Однако, выполнить это условие не представляется возможным, поскольку на совместном заседании администрации и жилищно-бытовой комиссии УВД по <данные изъяты> области 14.02.2011 года было принято решение о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ). Полагает данное решение незаконным и подлежащим отмене ввиду следующего. Решение о снятии ее с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в нарушение установленного законом трехдневного срока, было принято 14.02.2011 года, а направлено в ее адрес только 25.02.2011 года. Оспариваемое решение не содержит указания на конкретное основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма, которое было утрачено. В последующем только в устном порядке ей было разъяснено, что таким обстоятельством является прекращение трудовых отношений с УВД по <данные изъяты> области в связи с откомандированием ее на факультет подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России 1 октября 2007 года. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Приказ начальника УВД по <данные изъяты> о ее откомандировании в Академию МВД России был подписан 30.09.2007 года, после чего трижды (в 2008, 2009, 2010 гг.) ЖБК УВД по <данные изъяты> областипроводила ее перерегистрацию как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Между тем, она состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по <данные изъяты> областипо общему списку с 11.02.1997 года (решение ЖБК УВД <данные изъяты> области от 26.12.1997 г. №68, а в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 года №1549-0-П, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч.2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет». Прекращение же трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией сотрудника, если он состоял на учете по месту работы не является основанием для снятия с учета на улучшение жилищных условий в случае увольнения в связи с уходом на пенсию. Кроме того, факт снятия ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении стал ей известен уже после увольнения из органов внутренних дел на пенсию. Представитель УМВД России по <данные изъяты> области в судебном заседании исковые требования не признал. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе УМВД России по <данные изъяты> области просит отменить решение как незаконное. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя УМВД России по <данные изъяты> Площенко Д.В., поддержавшего кассационную жалобу, Евдокимовой Т.Л., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Судом установлено, что 26.10.1992 года Евдокимова Т.Л. поступила на службу в органы внутренних дел, непосредственно осуществляя трудовую деятельность в УВД по <данные изъяты>. Решением жилищно-бытовой комиссии УВД по <данные изъяты> от 26.02.1997 года № истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 11 февраля 1997 года. Приказом УВД по <данные изъяты> от 30.09.2007 года № л/с Евдокимова Т.Л. была освобождена от должности заместителя начальника УЦ при УВД по <данные изъяты> по строевой части и была откомандирована с 01.10.2007 года в распоряжение Академии управления МВД России. По завершении учебы в Академии управления МВД России подполковник милиции Евдокимова Т.Л., прибывшая из адъюнктуры Академии, согласно приказу ОрЮИ МВД России от 06.10.2010 года № л/с была назначена на должность преподавателя кафедры уголовного процесса, по контракту, до выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3- лет сотрудника, с 01 октября 2010 года. Согласно выписки из протокола № совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии УВД по <данные изъяты> от 14.02.2011 года, было постановлено в соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» снять с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой основания, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма Евдокимову Т.Л., очередника №52, на учете с 11.02.1997 года, так как в настоящее время в штатах УВД по <данные изъяты> области последняя не числится. О состоявшемся решении от 14.02.2011 года истице было направлено по адресу ее места жительства уведомление от 17.02.2011 г. №. На основании приказа ОрЮИ МВД России от 21.02.2011 года № л/с Евдокимова Т.Л. уволена из органов внутренних дел с 28.02.2011 года в соответствии с п. «ж» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по болезни). Выслуга лет по состоянию на 28.02.2011 года составляет 20 лет 04 месяца 29 дней в календарном исчислении, 24 года 00 месяцев 15 дней в льготном исчислении. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2001 г. №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 года» и от 21.03.2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» предусмотрено обеспечение жильем ряда категорий граждан, в частности, граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, в том числе сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях), - путем выдачи государственного жилищного сертификата. В соответствии с положениями ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действиеЖилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи. Исходя из положений ст. 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия истицы на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, право на получение жилого помещения по договору социального найма имели граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающие в данном населенном пункте. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были закреплены в статье 29 ЖК РСФСР, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Наличие же трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, по месту которых осуществлялся учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что следует из положений ст. 30 ЖК РСФСР, является же обязательным условием для постановки на учет для предоставления жилья по договорам социального найма на предприятии, в учреждении, организации. При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что снятие Евдокимовой Т.Л. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ввиду прекращения служебной деятельности последней в УВД по <данные изъяты> области, произведено с нарушением требований жилищного законодательства, поскольку оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, истицей утрачено не было. Евдокимова Т.Л. проживает одна на основании договора № найма жилого помещения в муниципальных общежитиях <адрес> в комнате №, общей площадью 11,84 кв.м., корпуса №а/1 <адрес>. Жилых помещений в собственности не имеет и в соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ продолжает быть нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма. Кроме того, суд, оценивая законность оспариваемого истицей решения о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, находит обоснованными доводы истицы о том, что она не прекращала служебных отношений с органами внутренних дел и уволена из органов внутренних дел лишь 28 февраля 2011 года, как сотрудник органов внутренних дел. В соответствии с ч.2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Судом установлено, что Евдокимова Т.Л. освобождена от занимаемой должности в УВД по <адрес> области и откомандирована в Академию управления МВД России на основании приказа начальника УВД по <адрес> области 30 сентября 2007 года, после чего трижды, а именно, в 2008, 2009, 2010 годах, ЖБК УВД по <данные изъяты> производила перерегистрацию Евдокимовой Т.Л. на учете граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Вместе с тем, только 14 февраля 2011 года было принято решение о снятии Евдокимовой Т.Л. с указанного учета по основанию прекращения с ней служебных отношений УВД по <данные изъяты>. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение принято администрацией и жилищно-бытовой комиссией УВД по <данные изъяты> с нарушением нормативного положения, закрепленного ч.2 ст. 56 ЖК РФ. Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что решение совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии УВД по <адрес> <адрес> от 14.02.2011 года о снятии Евдокимовой Т.Л. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, является незаконным, а истица Евдокимова Т.Л. подлежит восстановлению на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в УВД по <данные изъяты> с даты первоначальной постановки на учет, а именно, с 11.02.1997 года. Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет. Решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и законных оснований к его отмене не имеется. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными. Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы же кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку. С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А Решение <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу УМВД России по <данные изъяты> - без удовлетворения. Председательствующий Судьи