признание права на выплату. жилье



Судья Гармашов А.А.                                                          Дело № 33-2760-11 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                    1 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Журавлёва А.В.

и судей Леонтьевой И.В., Муминовой Л.И.,

при секретаре Япринцевой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Рукавкина В.Ф. к ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан», Комитету строительства и архитектуры <адрес> области о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включить в списки получателей этой выплаты,поступившее по кассационной жалобе Комитета строительства и архитектуры <адрес> областина решение Ленинского районного суда г. Курска от 19 августа 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Рукавкина В.Ф. к ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» и Комитету строительства и архитектуры <адрес> области о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения и включении в списки получателей этой выплаты удовлетворить.

Обязать ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» включить Рукавкина В.Ф. в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения на соответствующий квартал.

Обязать Комитет строительства и архитектуры <адрес> области включить Рукавкина В.Ф. в проект распоряжения Правительства <адрес> области об утверждении списка получателей денежной выплаты на соответствующий квартал».

Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия

                                          у с т а н о в и л а:

Рукавкин В.Ф. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», в том числе, на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём. Постановлением администрации <данные изъяты> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ -п он был принят на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, однако Комитетом строительства и архитектуры <адрес> области он был извещён об отказе в предоставлении указанной льготы, что, по его мнению, является незаконным.

В уточнённых исковых требованиях просил обязать Областное государственное учреждение «Дирекция по реализации в <адрес> области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» включить его в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, направить данный список в Комитет строительства и архитектуры <адрес> области, возложить на Комитет строительства и архитектуры <адрес> области обязанность по включению его в проект распоряжения Правительства <адрес> области на выплату денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения.

Суд принял решение об удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе Комитет строительства и архитектуры <адрес> областипросит отменить решение суда как не соответствующее требованиям закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Комитета строительства и архитектуры <адрес> области Шепляковой С.Д., поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя истца Рагулева А.Ю., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу ст. 347 ГПК РФ в интересах законности судебная коллегия считает необходимым проверить решение суда первой инстанции в полном объёме, не ограничиваясь доводами кассационной жалобы.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильём осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 2 ст. 23.2 Закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п.п. 4, 5 ст. 23.2).

Согласно п. 11 ст. 23.2 указанного Закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учёт закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны, а так же членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.».

Правилами предоставления за счёт субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Курской области на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утверждёнными постановлением Правительства Курской области № 36-пп от 16.03.2010 г., предусмотрено, что денежные выплаты предоставляются Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставленным на учёт органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Формирование списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей, погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, данными правилами возложено на Областное государственное учреждение «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан».

Как установлено судом, Рукавкин В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также ветераном, принимавшим участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году.

Постановлением администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> области -п от ДД.ММ.ГГГГ Рукавкин В.Ф. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как относящийся к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

ДД.ММ.ГГГГ Рукавкин В.Ф. обратился с заявлением в адрес ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» о включении его в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» Рукавкину В.Ф. отказано во включении в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны ввиду отсутствия правовых оснований для предоставления жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», так как истец не принимал участия в Великой Отечественной войне.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, чтостатус Рукавкина В.Ф. определён Федеральным законом «О ветеранах», подтверждён соответствующими правоустанавливающими документами и не подлежит перепроверке при предоставлении ему льгот и гарантий, и, поскольку в личной собственности истца никакого жилого помещения не имеется, суд пришёл к выводу о том, чтоРукавкин В.Ф. является нуждающимся в жилье и, соответственно, подлежит включению в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения и включению в проект распоряжения Правительства <адрес> области об утверждении списка получателей денежной выплаты на соответствующий квартал.

Между тем выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

На основании ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как видно из материалов дела, по данному делу ранее было принято решение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, которое было отменено кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ и дело направлено на новое рассмотрение в районный суд. При этом судебная коллегия указала в кассационном определении, что при новом рассмотрении дела следует выяснить вопрос о нуждаемости истца в жилом помещении, как имеющий существенное значение для правильного разрешения дела.

Судом установлено, что Рукавкин В.Ф. проживает и зарегистрирован в двухкомнатной <адрес>, расположенной в <адрес>. Квартира имеет общую площадь 48,7 кв.м и принадлежит на праве собственности зятю истца - ФИО1 В данной квартире также зарегистрированы жена истца - ФИО2 и их дочь ФИО3 - не проживающая по данному адресу.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обращался с заявлением к главе <данные изъяты> сельсовета о регистрации по месту жительства в указанной квартире своего тестя Рукавкина В.Ф., прибывшего со своей супругой из <адрес>.

Зять и дочь истца, а также их дети (сын и дочь) с 2002 года проживают в принадлежащем ФИО1 и ФИО3 на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 103 кв.м.

Кроме того, из представленной представителем истца копии лицевого счёта следует, что зять истца - ФИО1 имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 37,6 кв.м.

Таким образом, вселившись в квартиру в <адрес> в качестве члена семьи собственника квартиры, Рукавкин В.Ф. имеет право на проживание в квартире в качестве члена семьи собственника и не может считаться нуждающимся в жилом помещении, поскольку в квартире, общей площадью 48,7 кв.м, обеспечен жилым помещением по учётной норме, равной 12 кв.м на человека.

То обстоятельство, что Рукавкин В.Ф.не проживает совместно с зятем и дочерью в указанной квартире, не ведёт совместного хозяйства с ними, не означает, что истец утратил статус члена их семьи и является нуждающимся в жилом помещении. По смыслу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ собственник жилья может занимать несколько жилых помещений, принадлежащих ему по договорам социального найма или на праве собственности, и при этом все эти помещения учитываются при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Договоры безвозмездного найма жилого помещения, якобы заключённые между Рукавкиным В.Ф. и ФИО1, на которые ссылается истец, являются ничтожными, имеющими целью постановку Рукавкина В.Ф. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что договор найма жилого помещения, якобы заключённый ДД.ММ.ГГГГ, содержит в своём тексте ссылку на свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, из материалов дела следует, чтоРукавкин В.Ф. не является нуждающимся в жилом помещении, и при данных обстоятельствах у суда не имелось законных оснований для удовлетворения иска, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены с достаточной полнотой, судебная коллегия считает возможным не передавать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь ст. 361, п. 3 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда Курской области от 19 августа 2011 года отменить и принять новое решение об отказе Рукавкину Василию Фёдоровичув иске к ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» и Комитету строительства и архитектуры <адрес> области о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включить в списки получателей этой выплаты.

Председательствующий:

Судьи: