Решение суда, которым отказано в удовлетворении иска прокурора к Администрации г.Курска о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, признано законным и обоснованным.



Судья Антаева Е.В.                                                                                                 Дело № 33-3260/2011

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Курск                    08 декабря 2011 года

         Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего                Болдырева А.Б.,

судей                   Клевцовой Г.П. и                                                                                                                      

                  Переверзевой И.Н.,

при секретаре Брянцевой Ю.В., с участием прокуроров Феоктистовой Т.Н. и Воробьева А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Центрального округа г.Курска к Администрации г.Курска о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки строительного мусора и бытовых отходов, поступившее по кассационному представлению старшего помощника прокурора Центрального округа г.Курска на решение Ленинского районного суда г.Курска от 27 октября 2011 года, которым постановлено об отказе в иске.

         Заслушав доклад судьи Курского областного суда Болдырева А.Б., объяснения прокуроров Феоктистовой Т.Н. и Воробьева А.А. в поддержание кассационного представления, объяснения представителей Администрации г.Курска Гнездиловой А.Л. и третьего лица - Комитета экологической безопасности и природопользования г.Курска Гололобова И.Н., возражавших против удовлетворения представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

         И.о. прокурора Центрального округа г.Курска обратился в суд с иском к Администрации г.Курска о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки строительного мусора и бытовых отходов, расположенной в районе домов №№ 17, 19 «а», 21, 23 «а» и 23 «б» по ул.Гайдара г.Курска, мотивируя неисполнением ответчиком возложенных на него законом обязательств по ликвидации свалок и нарушением таким неисполнением прав неопределенного круга лиц.

         Судом постановлено вышеуказанное решение.

         В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

         Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения представления.

         Как установлено судом и следует из материалов дела, прокурором заявлены требования о понуждении Администрации г.Курска к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в районе домов №№ 17, 19 «а», 21, 23 «а», 23 «б» ул.Гайдара г.Курска и состоящей из бытовых отходов и строительного мусора, образовавшегося после сноса жилого дома, приблизительным объемом 300 куб.м. Администрацией г.Курска 16.02.2009г. принято постановление № 155, которым утвержден перечень мероприятий по охране окружающей среды, осуществляемых Комитетом экологической безопасности и природопользования г.Курска и среди которых указана обязанность Комитета по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории г.Курска. Комитетом 06 июня 2011 года с ОАО «Дорсервис г.Курска» заключен муниципальный контракт № 26/э на уборку 104 несанкционированных свалок, в том числе и указанной прокурором.

         Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд указал, что ответчик в пределах своей компетенции организует и проводит работу по охране окружающей среды, указанное прокурором место нахождения строительного мусора не является несанкционированной свалкой, обязанность по ликвидации которой возложена на органы местного самоуправления; в настоящее время в данном месте имеются остатки разрушенного жилого домовладения, строительного мусора, остатки мебели, срубленных сухих деревьев и 5 контейнеров для бытовых отходов.

         Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными судом доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.

          Доводы кассационного представления о том, что наличие в указанном прокурором месте несанкционированной свалки подтверждено Актом проверки, проведенной прокуратурой, результатами выездного судебного заседания и фактическим признанием Комитетом экологической безопасности и природопользования г.Курска данной свалки, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения суда и являются необоснованными.

         Прокурором рассматриваемый иск предъявлен исключительно к Администрации г.Курска. Однако, как установлено по делу, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на территории г.Курска в установленном порядке возложена на соответствующее юридическое лицо - Комитет экологической безопасности и природопользования г.Курска, в связи с чем такая обязанность не может быть возложена судом на Администрацию г.Курска, т.е. исковые требования прокурора не могут быть удовлетворены (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

         В соответствии с пунктом 3.1 «Правил уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Курска», утвержденных решением Курского городского Собрания от 19.07.2002г. № 196-2-РС, ответственность за уборку и содержание территорий после сноса строений возлагается на подрядные организации, выполняющие работы по сносу строений, а не на Администрацию г.Курска.

         Согласно Акту осмотра от 29.06.2011г., представленному прокуратурой, (л.д.6) в указанном прокурором месте выявлена «свалка» именно «строительного мусора, образовавшаяся после сноса жилого дома». Таким образом, в самом данном Акте указывается на наличие именно строительного мусора, который образовался именно после сноса жилого дома. То обстоятельство, что в данный Акт после слова «мусора» внесена дописка «ТБО» с учетом последующих слов «образовавшаяся после сноса жилого дома», не может быть признано достоверным доказательством наличия именно несанкционированной свалки, понятие которой правильно приведено судом. Согласно протоколу судебного заседания при выезде на место судом было установлено, что в указанном прокурором месте располагаются остатки разрушенного жилого дома, строительный мусор, остатки мебели, сваленные ветки деревьев, чуть дальше - 5 контейнеров для бытовых отходов, рядом с которыми имеется несколько пакетов и пластиковых бутылок (л.д.50). Строительный мусор, оставшийся после сноса жилого здания, и бытовые отходы, находящиеся рядом с контейнерами для бытовых отходов, не могут быть признаны несанкционированной свалкой. То обстоятельство, что Комитетом, осуществляющим мероприятия по охране окружающей среды, по собственной инициативе приняты меры и к уборке указанной прокурором территории, не может быть признано основанием для возложения на Администрацию г.Курска обязанности по ликвидации указанной прокурором «несанкционированной свалки».

         В связи с изложенным основания для отмены решения суда отсутствуют.

         Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

         Решение Ленинского районного суда г.Курска от 27 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление старшего помощника прокурора Центрального округа г.Курска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи