признание права на приобретение жилья



Судья Митюшкин В.В.                                                          Дело № 33-111-12 г.


КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                  24 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Журавлёва А.В.,

и судей Мухаметзяновой Н.И., Муминовой Л.И.,

при секретаре Япринцевой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлениюСабыниной К.М. к Администрации <адрес>, Комитету строительства и архитектуры <адрес>, Областному государственному учреждению «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан», о признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, о включении в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, возложении обязанностей подготовить проект распоряжения Правительства <адрес> об утверждении списка получателей денежной выплаты на 4 квартал 2011 года, оформить свидетельство о предоставлении Сабыниной К.М. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и предоставить соответствующую единовременную денежную выплату, поступившее по кассационной жалобе представителя Сабыниной К.М. - Москалёва А.В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 23 ноября 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сабынина К.М. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Однако ДД.ММ.ГГГГ по заключению ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» ей было отказано во включении в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Основанием к отказу послужили следующие обстоятельства. С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована и проживает в трёхкомнатной квартире общей площадью 72,6 кв.м по адресу: <адрес>, где проживают её сын, жена сына, внучка, правнук. ДД.ММ.ГГГГ на данную площадь были зарегистрированы ФИО1 и ФИО2 (племянник жены сына и сын племянника), в результате жилищные условия были ухудшены. В связи с этим Дирекция посчитала, что Сабынина К.М. намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Сабынина К.М. не согласна с данным отказом, так как, не являясь собственником квартиры, никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не производила и производить не могла.

Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе представитель истицы по доверенности Москалёв А.В. просит отменить решение суда как незаконное.

В судебное заседание Сабынина К.М. и её представитель Москалёв А.В., извещённые надлежащим образом о рассмотрении дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Областного государственного учреждения «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» и Комитета строительства и архитектуры <адрес> Малыгиной Г.Г., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, объяснения представителя Администрации <адрес> Андриевской В.П., считающей решение суда неправильным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 06.05.2010 г.) «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 2 ст. 23.2 средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п.п. 4, 5 ст. 23.2).

Согласно п. 11 ст. 23.2 определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учёт закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны, а так же членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.».

Правилами предоставления за счёт субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Курской области на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утверждёнными постановлением Правительства Курской области № 36-пп от 16.03.2010 г., предусмотрено, что денежные выплаты предоставляются Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставленным на учёт органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Формирование списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей, погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, данными правилами возложено на Областное государственное учреждение «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» (ОГУ «Дирекция по жилищным субсидиям»).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Согласно ст. 50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Курского городского собрания от 4 мая 2005 г. № 108-3-РС учётная норма установлена в размере 12 кв.м и менее общей жилой площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что Сабынина К.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в качестве члена семьи в трёхкомнатной квартире общей площадью 72,6 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности её сыну, супруге сына и их внукам. В квартире проживали и были зарегистрированы 5 человек (истица, её сын, жена сына, их дочь и внук), а ДД.ММ.ГГГГ в квартире зарегистрированы ФИО1 и ФИО2 (племянник жены сына и сын племянника), в результате чего истица стала нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что регистрация Костюковых объективными причинами не вызывалась, была произведена формально с намерением ухудшить жилищные условия истицы для последующей постановки её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Указанные выводы суда подробно мотивированы в решении, которое соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают.

С утверждениями кассационной жалобы о том, что выводы суда преждевременны и обстоятельства дела нуждаются в проверке, нельзя согласиться.

Факт регистрации в квартире Костюковых, не вызываемой объективной необходимостью, и последовавшее затем обращение истицы с заявлением об улучшении жилищных условий свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий.

То обстоятельство, что регистрация Костюковых производилась не самой истицей, не опровергает выводы суда, так как близкие родственники истицы действовали в её интересах, о чём правильно указано в решении суда.

В связи с изложенным не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), судебная коллегия

                                        о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: