признание права на социальную выплату



Судья Антаева Е.В.                                                                  Дело № 33-27-12 г.


КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                  17 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Журавлёва А.В.,

судей Леонтьевой И.В., Мухаметзяновой Н.И.,

при секретаре Леоновой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Агаркова А.С., действующего за себя и как законный представитель своего несовершеннолетнего сына ФИО1, Агарковой Т.Н. к Управлению молодёжной, семейной и демографической политики <адрес>, Администрации <адрес>, Администрации <адрес>, Комитету строительства и архитектуры <адрес>, Комитету финансов <адрес> о признании права на первоочередное получение выплаты в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. № 65-па, включении в список молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, возложении обязанности, поступившее по кассационной жалобе Агаркова А.С. и Агарковой Т.Н. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 22 ноября 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Агарков А.С., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, и Агаркова Т.Н. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ их семья была принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ ими было подано заявление в Управление молодёжной, семейной и демографической политики <адрес> о включении семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., и семья была признана изъявившей желание получить социальную выплату в 2010 г. В ноябре 2010 г. ими было получено уведомление о том, что семья в списки претендентов не включена, а федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 г.г. прекратила своё действие.

В феврале 2011 г. они узнали, что принята федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 г.г. и их семья была вновь признана изъявившей желание получить социальную выплату в 2011 г. Впоследствии им было разъяснено, что формируются списки на получение социальной выплаты в 2012 г. Их письма Управления молодёжной, семейной и демографической политики <адрес> следовало, что социальная выплата в 2012 г. будет предоставляться в зависимости от даты постановки на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако они с этим не согласны и считают, что в соответствии с подпрограммой «Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области на 2011 - 2015 годы», утверждённой постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. № 65-па, их семья имеет право на первоочередное получение социальной выплаты, так как Агаркову А.С. ДД.ММ.ГГГГ исполняется 35 лет.

Истцы просили признать за ними право на получение социальной выплаты в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. № 65-па, обязать Администрацию <адрес>, Комитет строительства и архитектуры <адрес> включить их в список молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в 2011 г., обязать Администрацию <адрес> включить в бюджет <адрес> средства для предоставления их семье социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, обязать Администрацию <адрес> включить в бюджет <адрес> средства для предоставления им социальной выплаты в размере <данные изъяты>, обязать Администрацию <адрес> перечислить в бюджет <адрес> средства в размере <данные изъяты> для предоставления социальной выплаты, обязать Администрацию <адрес> передать в Администрацию <адрес> бланк «Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья» на сумму <данные изъяты> (за счёт средств областного бюджета <данные изъяты>, за счёт средств Администрации <адрес> <данные изъяты>), обязать Администрацию <адрес> об оформить и выдать им указанное свидетельство со сроком действия 9 месяцев с даты выдачи.

Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе истцы просят отменить решение суда как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истцов Агаркова А.С. и Агарковой Т.Н., поддержавших кассационную жалобу, объяснения представителя Управления молодёжной, семейной и демографической политики <адрес> Мезенцевой Г.И., представителя Администрации <адрес> Минаковой О.В., представителя Комитета финансов <адрес> Бухариной Ю.А., представителя Комитета строительства и архитектуры <адрес> Малыгиной Г.Г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей», включенной в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, её целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачами подпрограммы являются: обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Согласно пунктов 22, 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведённых в приложении № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учётом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Главой V подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области» на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. № 65-па, предусмотрено, что при реализации мероприятий подпрограммы орган местного самоуправления ведёт очередь молодых семей, претендующих на участие в подпрограмме, и формирует и утверждает список молодых семей на участие в подпрограмме.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истцы не имеют права на первоочередное получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, поскольку это не предусмотрено действующими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведёнными в приложении № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, и подпрограммой «Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области» на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. № 65-па.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Из материалов дела видно, что норма, предусматривающая предоставление в первоочередном порядке социальной выплаты молодым семьям - участникам подпрограммы, возраст которых достигнет в текущем году 35 лет, а также многодетным семьям, была исключена из подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области» на 2011-2015 годы постановлением Администрации Курской области от 21.09.2011 г. № 461-па.

Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают.

Утверждение о том, что постановление Администрации Курской области от 21.09.2011 г. № 461-па в части исключения указанной нормы не имеет обратной силы, и к правоотношениям сторон по данному делу эта норма должна применяться, нельзя признать обоснованным.

Действующей подпрограммой «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к подпрограмме) не предусмотрено предоставление социальной выплаты в первоочередном порядке каким-либо категориям граждан.

Учитывая, что указанные социальные выплаты производятся за счёт федерального бюджета, а также софинансируются из областного и местного бюджетов, нормативные акты субъекта федерации должны соответствовать федеральному законодательству. Постановлением Администрации Курской области от 21.09.2011 г. № 461-па областная подпрограмма «Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области» на 2011 - 2015 годы, утверждённая постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. № 65-па, приведена в соответствие с федеральной подпрограммой.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 22 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: