КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья: Бойченко Т.Л. Дело № 33-2948-2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе: Председательствующего - Журавлева А.В. и судей - Леонтьевой И.В., Шуваевой Е.И. при секретаре - Долженкове С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2011 г. дело по иску Ефремова Н.М. к администрации муниципального района «Беловский район» Курской области о выплате задолженности по доплате к трудовой пенсии, поступившее по кассационной жалобе истца Ефремова Н.М. на решение Беловского районного суда Курской области от23 сентября 2011 г., которым постановлено: «В удовлетворении искового заявления Ефремова Н.М. о выплате задолженности по доплате к трудовой пенсии отказать. Возвратить Ефремова Н.М. государственную пошлину в размере 6 546 (шесть тысяч пятьсот сорок шест) рублей 82 коп., излишне уплаченную в Дополнительном офисе Курского РФ ОАО Россельхозбанка № по квитанции № 14 сентября 2011 года». Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Ефремова Н.М. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального района «Беловский район» Курской области, указав, что с 18.11.2005г. он был назначен на выборную должность главы муниципального образования «Беловский район» и 18.10.2009 г. уволен в связи с не избранием на должность, с 17.12. 2009 г. емуназначена трудовая пенсия по старости, однако не выплачивается предусмотренная Законом Курской области №35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области» ежемесячная доплата к трудовой пенсии. 23 марта 2010 года и 26 февраля 2011 года он обращался с заявлениями к главе администрации Беловского района с просьбой назначения ежемесячной надбавки к трудовой пенсии, однако ему было отказано по тем основаниям, что из-за отсутствия денежных средств в бюджете депутаты Представительного Собрания Беловского района вопрос о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления не утвердили. С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований, Ефремова Н.М. просит суд признать незаконными действия администрации МО «Беловский район» об отказе в начислении и выплате доплаты к трудовой пенсии, предусмотренной Законом Курской области №35 от 11.12.1998 года «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области», назначить доплату к трудовой пенсии в размере 45% месячного денежного вознаграждения, исчисленного из суммы базовой и страховой частей трудовой пенсии и доплаты к трудовой пенсии, взыскать с ответчика в его пользу сумму задолженности 365 127 руб. 17 коп. и расходы по оплате государственной пошлины. В судебном заседании представитель администрации Беловского района Курской области Вакуленко В.П. просил суд в удовлетворении исковых требований Ефремова Н.М. отказать по тем основаниям, что депутатами Представительного Собрания не утверждено Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц, и в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района. Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска. В кассационной жалобе Ефремова Н.М. просит решение суда отменить как незаконное. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Ефремова Н.М. и его представителя - Морозова С.Н., поддержавших кассационную жалобу, представителя администрации муниципального района «Беловский район» Курской области по доверенности - Вакуленко В.П., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы истца, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, при вынесении решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Однако решение суда вышеприведенным требованиям закона не соответствует. Из материалов дела усматривается, что Ефремова Н.М. с 18.11.2005 г. по 18.10.2009 г. занимал выборную должность главы муниципального образования «Беловский район», уволен в связи с неизбранием на должность. С 17.12.2009 г. ему назначена трудовая пенсия по старости. Обосновывая заявленные исковые требования, истец ссылался на Закон Курской области «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области» от 11.12.1998 г. № 35 -ЗКО, предоставляющий гарантии и компенсации главам муниципальных образований, вышедших на пенсию. Отказывая Ефремову Н.М. в удовлетворении иска, суд 1 инстанции исходил из того, что истцом нарушен трехмесячный срок для обжалования неправомерных действий должностных лиц, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, а оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется. Кроме того, к полномочиям главы Беловского района не входит начисление и выплата надбавки к трудовой пенсии, предусмотренной Законом Курской области № 35 от 11.12.1998 г., порядок и правила назначения доплаты к трудовой пенсии не определены, поскольку Представительным Собранием Положение «О пенсионном обеспечении выборных должностных лиц местного самоуправления и лиц, замещавших муниципальные должности в представительном органе Беловского района и администрации Беловского района Курской области» не принято. Однако с данными выводами суда согласиться нельзя. Действия ответчика, связанные с отказом истцу в назначении доплаты к трудовой пенсии, не относятся к тем действиям должностных лиц органа местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ и данные правоотношения не регулируются Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27.04.1993 г. Поэтому применение судом вышеприведенных положений закона и, как следствие этому отказ Ефремова Н.М. в удовлетворении иска в части признания незаконными действий администрации МО «Беловский район» об отказе в начислении и выплате доплаты к трудовой пенсии, предусмотренной Законом Курской области №35 от 11.12.1998 года «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области» в связи с пропуском срока на обращение с иском в суд, является неправомерным. Нельзя согласиться и с выводами суда об отказе Ефремова Н.М. в удовлетворении иска о взыскании с ответчика в его пользу сумму задолженности надбавки к пенсии по основаниям, изложенным представителем ответчика. Закон Курской области «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в Курской области» от 11.12.1998 г. № 35 -ЗКО гарантирует главе муниципального образования пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области ( п. 12 ст. 13.1 ЗКО). Доплата к трудовой пенсии в соответствии со ст. 13.1 настоящего Закона устанавливается главам муниципальных образований, замещавших выборную должность не менее трех лет и получавших вознаграждение за счет средств местного бюджета и освобожденных от должности в связи с прекращением полномочий( в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, указанных в п. 3,6,7,8.9 части 1 ст. 5 настоящего Закона. Согласно п.п. 12-14 ст. 13.1 Закона, назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки доплаты к трудовой пенсии производятся соответствующим органом местного самоуправления, в котором указанное лицо замещало муниципальную должность соответственно перед прекращением полномочий; перечень документов, необходимых для установления доплаты к трудовой пенсии, ведение пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством; финансирование доплаты производится за счет средств местного бюджета. В соответствии со ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации. В соответствии с Уставом муниципального района «Беловский район» Курской области структуру органов местного самоуправления Беловский район составляют - Представительное Собрание Беловского района Курской области, глава Беловского района Курской области, администрация Беловского района Курской области, контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия Беловского района. Согласно ст. 20 Устава к полномочиям главы Беловского района, в том числе, относится: подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых представительным Собранием, внесение на рассмотрение Представительного Собрания Беловского района проектов нормативных правовых актов, внесение на утверждение проекта местного бюджета, предложение вопросов в повестку дня заседаний представительного Собрания. Статья 23 Устава к компетенции представительного Собрания Беловского района Курской области относит, в том числе и утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, определение своим решением в соответствии с федеральным законом и законом Курской области размеров и условий оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, установление муниципальных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения. Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных положений ЗКО и Устава муниципального района, судебная коллегия находит необоснованными выводы суда о неправомочности главы муниципального образования по начислению и надбавки к трудовой пенсии, поскольку из Устава муниципального образования не усматривается, что такие полномочия возложены на Представительное Собрание. Представитель ответчика, не оспаривая право истца на получение доплаты к трудовой пенсии, предусмотренной Законом от 11.12.1998 г. № 35 -ЗКО, ссылались на отсутствие Положения о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц. То обстоятельство, что Представительное Собрание не разработало и не утвердило Положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц, на пенсионные права истца не влияет и основанием к отказу в удовлетворении иска не является, поскольку из смысла п.14 ст. 13.1 ЗКО усматривается, что закон не связывает наличие или отсутствие денежных средств в бюджете района с вопросом о выплате доплаты к трудовой пенсии. С учетом изложенного, решение суда, не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене. Поскольку истцом заявлены исковые требования о взыскании задолженности невыплаченных истцу сумм за прошлое время, судебная коллегия, без уточнения исковых требований Ефремова Н.М. в части периода взыскания и размера задолженности, не имеет возможности разрешить спор по существу путём вынесения нового решения. Поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же районный суд. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, более тщательно выяснить фактические обстоятельства дела, уточнить исковые требования Ефремова Н.М., предложить сторонам по делу представить дополнительные доказательства, если таковые имеются, а также сведения о составляющих частях денежного вознаграждения, установленных главе муниципального образования, определить закон, подлежащий применению и постановить законное решение. Руководствуясь ст. ст. 199, 360, 361, 362 ч.1 п. 4 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Беловского районного суда Курской области от 23.09.2011 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд. Председательствующий- Судьи -