по иску Г. к УПФ РФ (ГУ) в Касторенском районе Курской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности



Судья: Кабанова О.М.                                        Дело

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

     КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                                                      16 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Журавлева А.В.,

судей: Брынцевой Н.В., Муминовой Л.И.,

при секретаре: Брянцевой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

дело по иску Грибкова Ивана Михайловича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) о включении периодов его работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности,

поступившее по кассационной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий)

на решение Касторенского районного суда Курской области от 20 декабря 2011 года, которым исковые требования Грибкова И.М. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Брынцевой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Грибков И.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области, мотивируя свои требования тем, что с 1986 года осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей. Однако в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, поскольку в стаж педагогической деятельности не включены период его военной службы по призыву с 04.07.1987 года по 31.05.1989 года, а также периоды его нахождения в учебных отпусках с 03.01.1990 года по 22.01.1990 года, с 03.01.1991 года по 22.01.1991 года, с 27.05.1991 года по 05.06.1991 года, с 03.01.1992 года по 01.02.1992 года и с 26.05.1993 года по 04.06.1993 года, а потому стаж педагогической деятельности, учтенный пенсионным органом, составил 22 года 06 месяцев 13 дней. Полагая отказ в назначении пенсии необоснованным, просил обязать ответчика включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, спорные периоды.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Грибкова И.М., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста назначается досрочная трудовая пенсия по старости.

Как следует из материалов дела, истец с 10 сентября 1986 года осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей.

С 04 июля 1987 года по 31 мая 1989 года истец служил по призыву в Вооруженных Силах СССР.

Согласно копии диплома серии ЭВ истец с 1989 года по 1995 год обучался в Воронежском государственном университете по специальности география (физическая география), в связи с чем, ему предоставлялись оплачиваемые дополнительные учебные отпуски для участия в лабораторно-экзаменационных сессиях в периоды с 03 января 1990 года по 22 января 1990 года, с 03 января 1991 года по 22 января 1991 года, с 27 мая 1991 года по 05 июня 1991 года, с 03 января 1992 года по 01 февраля 1992 года, с 26 мая 1993 года по 04 июня 1993 года.

28 июля 2011 года истец подал в УПФ РФ (ГУ) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) заявление о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности истцу зачтено 22 года 06 месяцев 13 дней; период его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 04 июля 1987 года по 31 мая 1989 года в этот стаж не включен, поскольку Списками, утвержденными постановлением СМ РСФСР № 463 от 06.09.1991 г., Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. время прохождения военной службы по призыву не предусмотрено; Положение, утвержденное постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 г. не действует с 01 октября 1993 года, а на день его отмены истец не выработал стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости; периоды его нахождения в учебном отпуске с 03 января 1990 года по 22 января 1990 года, с 03 января 1991 года по 22 января 1991 года, с 27 мая 1991 года по 05 июня 1991 года, с 03 января 1992 года по 01 февраля 1992 года, с 26 мая 1993 года по 04 июня 1993 года, период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 23.01.1991 по 25.01.1991 г. в этот стаж не засчитаны, поскольку Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., указанные периоды в стаж работы, с учетом которой досрочно назначается трудовая пенсия по старости, не включаются.

Разрешая спор в части удовлетворения требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода его службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, а также периодов нахождения в учебных отпусках, суд первой инстанции правомерно исходил из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, относительно того, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.

В спорные периоды службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР и нахождения в учебных отпусках действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с п.п. «г» п. 1, п. 2 названного Положения был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени службы в составе Вооруженных Сил СССР, а также времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. При этом, согласно п. 4 данного Положения указанные периоды подлежали зачету в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Поскольку истец с 10 сентября 1986 года и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, имеет свыше 22 лет педагогического стажа, служил в составе Вооруженных Сил СССР с 1987 года по 1989 год и находился в учебных отпусках в периоды с 03 января 1990 года по 22 января 1990 года, с 03 января 1991 года по 22 января 1991 года, с 27 мая 1991 года по 05 июня 1991 года, с 03 января 1992 года по 01 февраля 1992 года, с 26 мая 1993 года по 04 июня 1993 года, то есть в период действия указанных норм права, поэтому с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды службы истца в армии и нахождения в учебных отпусках подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно обязал ответчика засчитать истцу период службы по призыву и периоды нахождения в учебных отпусках в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Довод кассационной жалобы о том, что на момент отмены Положения 1959 года истец не выработал 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев), правового значения не имеет, поскольку такой стаж должен быть выработан на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, а не на период действия указанного Положения.

Ссылка ответчика в кассационной жалобе на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, а также на принятие Правительством РФ Постановления от 22.09.1993 г. № 953, которым Постановление Совета Министров РСФСР от 17.12.1959 г. № 1397 признано не подлежащим применению с 01.10.1993 г., на законность постановленного судом решения не влияет.

Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан и, тем самым, отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции РФ.

Истолкование вышеуказанных нормативных актов, как позволяющих не включать спорные периоды в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положений ст. 19 (части 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).

При вынесении решения суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дал оценку всей совокупности представленных доказательств, касающихся права истца на включение периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены решения суда не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 199, ст. 361 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Касторенского районного суда Курской области от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: