о признании права на получение жилья



Судья-Ларикова С.В.                                     Дело №33-406-2012 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

Председательствующего- Журавлева А.В.

Судей - Леонтьевой И.В. и Мухаметзяновой Н.И.

при секретаре - Перминовой В.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 февраля 2012 года гражданское дело по иску Никулину М.Е. к Администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области, Областному казенному учреждению «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», Комитету строительства и архитектуры Курской области о признании права на получение жилья, поступившее по кассационной жалобе председателя Комитета строительства и архитектуры Курской области на решение Медвенского районного суда Курской области от 07 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Никулину М.Е. к Администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области, Областному казенному учреждению «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», Комитету строительства и архитектуры Курской области о признании права на получение жилья - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление и.о. главы администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области от 15 апреля 2011 года «О постановке на очередь для улучшения жилищных условий Никулину М.Е.»

Обязать Областное казенное учреждение «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» включить Никулину М.Е. в Список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения на соответствующий квартал.

Обязать Комитет строительства и стройиндустрии Курской области включить Никулину М.Е. в проект распоряжения Правительства Курской области об утверждении списка получателей денежной выплаты на соответствующий квартал».

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Никулину М.Е. обратилась в суд с вышеназванным иском к Администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области, Областному казенному учреждению «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», Комитету строительства и архитектуры Курской области, указав, что она является вдовой участника ВОВ, умершего 13.01.1987 г., и пользуется мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 17 ФЗ « О ветеранах». Жилой дом, в котором она проживает, признан непригодным для проживания. Постановлением Главы администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области от 02.03.2011 г. Никулину М.Е. поставлена на очередь на улучшение жилищных условий. Постановлением Главы администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области от 15.04.2011 г. она снята со льготной очереди на улучшение жилищных условий и поставлена на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований Никулину М.Е. просила суд признать незаконным и отменить постановление и.о. главы администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области от 15 апреля 2011 года «О постановке на очередь для улучшения жилищных условий Никулину М.Е.», обязать Областное казенное учреждение «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» включить Никулину М.Е. в Список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения на соответствующий квартал и Комитет строительства и стройиндустрии Курской области включить Никулину М.Е. в проект распоряжения Правительства Курской области об утверждении списка получателей денежной выплаты на соответствующий квартал».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Комитет строительства и архитектуры Курской области просит об отмене решения суда, полагая его необоснованным и незаконным.

В суд кассационную инстанцию не явились Никулину М.Е., представитель Управления социальной защиты населения администрации Медвенского района Курской области и Глава администрации Амосовского сельсовета, извещенные надлежащим образом о слушании дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы председателя Комитета строительства и архитектуры Курской области, выслушав представителя Комитета строительства и архитектуры Курской области и Областного казенного учреждения «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» по доверенностям Малыгину Г.Г., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя истицы по доверенности - Никулину Л.Ф., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, при вынесении решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Между тем, решение суда вышеназванным требованиям закона не отвечает.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Никулину М.Е., суд первой инстанции исходил из того, что Никулину М.Е., как вдова участника Великой Отечественной войны, и нуждающаяся в жилом помещении, имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как усматривается из материалов дела, Никулину М.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны Н., умершего 13 января 1987 г., и проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, площадью 67,3 кв.м., расположенном в д<адрес>.

Постановлением Главы администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области от 02.03.2011 г. Никулину М.Е. принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, поскольку жилой дом, в котором она проживает, заключением межведомственной комиссии от 14.02.2011 г. признан непригодным для проживания.

Постановлением Главы администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области от 15.04.2011 г. снята со льготной очереди на улучшение жилищных условий и поставлена на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, в связи с тем, что не имеет права на льготное обеспечение жильем.

Из дела видно, что Н. проходил службу в Вооруженных Силах СССР с марта 1944 г. по сентябрь 1945 г., и имел статус участника Великой Отечественной войны, как военнослужащий, уволенный в запас, проходивший военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев (п.п. «з» п.п.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учет.

В статье 2 федерального закона «О ветеранах» законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты «а-и»подпункта 1 пункта 1), меры социальной поддержки которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона и различаются по объему.

Статьей 15 названного Федерального закона такая мера социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, предоставлена участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (п.п.«з» п.п.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах»), предусмотрены ст.17 Федерального закона «О ветеранах», которая в пункте 4 гарантирует указанным лицам обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона только в случае выселения их из занимаемых ими служебных жилых помещений.

Установление законодателем различных мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, как неоднократно указывал в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что системное толкование положений статей 2,15,17,21 Федерального закона «О ветеранах» свидетельствует о том, что право членов семьи участников Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки производно от права участников Великой Отечественной войны на предоставление тех или иных мер социальной поддержки.

Учитывая, что Н., в силу своего статуса участника Великой Отечественной войны, предусмотренного п.п. «з» п.п.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», имел право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями ст.23.2 закона о ветеранах только в случае выселения из занимаемого служебного помещения (ст.17 Федерального закона «О ветеранах»), его вдова Нукулина М.Е. имеет право на предоставление такой же меры социальной поддержки.

Поскольку Никулину М.Е. проживает не в служебном жилом помещении, а в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, судебная коллегия считает, что правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» истица не обладает.

Тот факт, что Никулину М.Е. сама имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, установленный ст. 2 ФЗ «О ветеранах» и имеет права и льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах», не может служить основанием для предоставления указанной меры социальной поддержки, поскольку меры социальной поддержки этой категории участников Великой Отечественной войны определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Законом Курской области от 1 декабря 2004 г. № 58-ЗКО «О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда» предоставление такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, у суда не имелось законных оснований для удовлетворения иска, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.

Согласно ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалоб вправе отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Никулину М.Е. исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 199, 361, п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г., судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Медвенского районного суда Курской области от 07 декабря 2011 года отменить,принять по делу новое решение:

Никулиной М.Е. в удовлетворении иска к Администрации Амосовского сельсовета Медвенского района Курской области, Областному казенному учреждению «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», Комитету строительства и архитектуры Курской области о признании права на получение жилья - отказать.

Председательствующий-

Судьи -