по иску Р. о праве на перерасчёт пенсии



Судья: Шурова Л.И.                                               Дело № 33-636-2012 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                                                           29 марта 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Журавлева А.В.,

судей: Брынцевой Н.В., Мухаметзяновой Н.И.,

при секретаре: Перминовой В.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Родионовой Натальи Викторовны к Военному комиссариату Курской области о праве на перерасчет пенсии, поступившее по апелляционным жалобам представителя истца Родионовой Н.В. - Мукасеевой А.А. и ответчика Военного комиссариата Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 января 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования Родионовой Н.В. удовлетворить частично.

Признать за Родионовой Н.В. право на повышение пенсии по случаю потери кормильца.

Обязать Военный комиссариат Курской области произвести Родионовой Н.В. начиная с 01.02.2012 г. перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения в порядке, установленном для ветеранов боевых действий.

В удовлетворении остальной части иска Родионовой Н.В. отказать.

Заслушав доклад судьи Брынцевой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Родионовой Н.В., как вдове умершего вследствие ранения, полученного при участии в боевых действиях <...>, Р., с 22.11.1999 г. назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в размере 40% денежного довольствия погибшего. Полагая, что в порядке, предусмотренном п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», имеет право на повышение пенсии в размере 32% расчетного размера пенсии, она обратилась в Военный комиссариат Курской области с заявлением о перерасчете пенсии с 22.11.1999 г. с учетом повышения, однако получила отказ.

Считая данный отказ незаконным, представитель Родионовой Н.В. - Мукасеева А.А., в соответствии с полномочиями, предусмотренными в доверенности, обратилась в суд с иском, в котором, с учетом уточнения, просила признать за Родионовой Н.В. право на повышенную на 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере социальной пенсии, предусмотренном п.п. 1 п. 1 ст. 18 Закона РФ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации», пенсию по случаю потери кормильца, обязать ответчика повысить с 01.01.2012 года назначенную Родионовой Н.В. пенсию по потере кормильца, взыскать в ее пользу <...> - сумму недополученной пенсии за период с 22.11.1999 г. по 31.12.2011 г., и судебные расходы на оформление доверенности представителя в сумме <...>.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Мукасеева А.А. просит об отмене решения суда в части, как необоснованного и незаконного.

В апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Курской области также просит об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Родионовой Н.В. и ее представителя Мукасеевой А.А., поддержавших апелляционную жалобу и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.

В соответствии с пунктом «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (в редакции Федерального закона от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости, исходя из этого увеличения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу <...>, участвовал в боевых действиях, при выполнении боевого задания был тяжело ранен и умер ДД.ММ.ГГГГ.

Его супруге Родионовой Н.В. в порядке, предусмотренном ст. 30, 43, 44, 46, 49 Закона РФ «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», с 22.11.1999 года Военным комиссариатом Курской области назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца. Размер пенсии определен без учета повышения, предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 45 названного Закона.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истицы в части, суд первой инстанции, исходя из системного токования положений статьи 3 Федерального закона РФ «О ветеранах», статей 30, 43-46 Закона РФ «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», пришел к правильному выводу о том, что члены семьи погибшего ветерана боевых действий, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца по нормам данного Закона, имеют право на повышение ее размера в порядке, установленном п. «г» ч. 1 ст. 45 названного Закона.

Правильными являются и выводы суда о том, что юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего военнослужащего на повышение размера пенсии, является приобретение им соответствующего правового статуса, поскольку в силу ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 г. либо Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Статус ветерана боевых действий из числа лиц, указанных выше, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. № 59-27, подтверждался специальным свидетельством о праве на льготы.

Как установлено по делу, на день рассмотрения спора в суде статус «ветеран боевых действий» Р. не присваивался, свидетельства о праве на льготы он не имел, удостоверение ветерана боевых действий ему не выдавалось.

Однако Р. непосредственно принимал участие в боевых действиях на территории <...>, при выполнении боевого задания был тяжело ранен и умер ДД.ММ.ГГГГ.

Боевые действия в <...> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указаны в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (Приложение к Федеральному закону «О ветеранах»), что позволяет лиц, принимавших участие в боевых действиях на данной территории в данный период, отнести к ветеранам боевых действий.

Кроме того, из имеющейся в материалах дела выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании приказа МО СССР от ДД.ММ.ГГГГ семья погибшего Р. подлежала пенсионному обеспечению на льготных условиях, установленных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 года № 59-27.

При таких обстоятельствах, правильно применив положения Федерального закона «О ветеранах», Закона РФ «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд обоснованно пришел к выводу о признании за Р. статуса ветерана боевых действий и правомерно возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет размера пенсии, выплачиваемой Родионовой Н.В., в сторону увеличения в порядке, установленном для ветеранов боевых действий, начиная с 01 февраля 2012 года, поскольку в силу ст. 55 Закона РФ «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу,..» перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение ее размеров.

Изложенные в апелляционной жалобе Военного комиссара Курской области доводы о том, что поскольку Родионова Н.В. лично не обладает статусом ветерана боевых действий, а для членов семьи такая льгота, как повышение пенсии в порядке, установленном ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, не предусмотрена, то не имеется оснований для повышения размера пенсии, исследовались в судебном заседании и обоснованно отвергнуты, как не основанные на законе.

Не могут служить основанием к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы представителя истицы о том, что статус Р. как ветерана боевых действий должен определяться не с момента признания такового судом, а с момента вступления в силу Федерального закона «О ветеранах», и, как следствие, с этого момента Родионова Н.В. должна получить право на все льготы и преимущества, связанные с этим статусом, а также о том, что отсутствие удостоверения ветерана боевых действий не может свидетельствовать об отсутствии самого статуса и служить препятствием для реализации права на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» и Законом РФ «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», поскольку данные доводы основаны на неверном толковании нор материального права.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах представителя истца и ответчика, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя истца Родионовой Н.В. - Мукасеевой А.А. и Военного комиссариата Курской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: