выплата сумм денежной компенсации члену семьи чернобыльца



Судья Ягерь Е.А.                                                                    Дело № 33-732-12 г.


КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                    5 апреля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Журавлёва А.В.,

судей Мухаметзяновой Н.И., Леонтьевой И.В.,

при секретаре Перминовой В.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Исаевой Л.З. к Комитету социальной защиты населения и опеки <адрес> о выплате сумм ежемесячной денежной компенсации члену семьи гражданина, умершего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поступившее по апелляционной жалобе Исаевой Л.З. и её представителя по доверенности Гладких А.А. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 6 февраля 2012 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Исаева Л.З. обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты населения и опеки <адрес> о выплате сумм ежемесячной денежной компенсации члену семьи гражданина, умершего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ссылаясь на то, что её муж ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в результате воздействия радиационного облучения получил ряд заболеваний, приведших к установлению ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> группы инвалидности с формулировкой «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» и ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> группы инвалидности с той же формулировкой, бессрочно, с утратой <данные изъяты> трудоспособности. С 1999 г. она вынуждена была осуществлять постоянный ежедневный уход за мужем. В период с ДД.ММ.ГГГГ и по день смерти супруга ДД.ММ.ГГГГ единственным источником дохода и существования в их семье были суммы возмещения вреда здоровью, получаемые супругом в связи с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также его пенсия по инвалидности. Смерть ФИО1 связана с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ ей установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию, в результате повторного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ ей также установлена <данные изъяты> группа инвалидности сроком до ДД.ММ.ГГГГ Она обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации, как члену семьи гражданина, умершего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но ей было отказано, поскольку на момент смерти мужа она не являлась нетрудоспособной.

Считая отказ незаконным, просила обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи гражданина, умершего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определив к выплате с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере <данные изъяты>. ежемесячно, с последующей индексацией данной суммы.

Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Исаева Л.З.и её представитель просят отменить решение суда как незаконное.

Истица Исаева Л.З. и представители Комитета социальной защиты населения и опеки <адрес> и Комитета социального обеспечения <адрес> не явились в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исаевой Л.З. по доверенности Гладких А.А., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно абз. 2 п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Как установлено судом, Исаева Л.З. состояла в браке с ФИО1, который в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, будучи призванным на специальные военные сборы, принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и был признан ДД.ММ.ГГГГ инвалидом <данные изъяты> группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС бессрочно, с утратой <данные изъяты> трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была установлена <данные изъяты> группа инвалидности в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, бессрочно, с утратой <данные изъяты> трудоспособности.

Также судом установлено, что в 1995 г. Исаеву Л.З. уволили с работы в связи с ликвидацией предприятия. В связи с рядом заболеваний её супруг не мог работать, и она вынуждена была осуществлять постоянный ежедневный уход за ним. В период с ДД.ММ.ГГГГ и по день смерти супруга ДД.ММ.ГГГГ единственным источником дохода и существования в их семье были суммы возмещения вреда здоровью, получаемые её супругом вследствие его участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также его пенсия по инвалидности. Смерть ФИО1 связана с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС.

ДД.ММ.ГГГГ Исаевой Л.З. была установлена <данные изъяты> группа инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание». В результате повторного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ Исаевой Л.З. установлена инвалидность <данные изъяты> группы сроком до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Исаева Л.З. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации, как члену семьи гражданина, умершего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Комитета социальной защиты населения и опеки <адрес> ей в этом было отказано в связи с тем, что на момент смерти ФИО1 истица не являлась нетрудоспособной.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что правовых оснований для назначения Исаевой Л.З. денежной компенсации не имеется, поскольку доказательств нетрудоспособности Исаевой Л.З. в материалах дела не содержится, установление <данные изъяты> группы инвалидности не означает утрату трудоспособности. Кроме того, суд сослался на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Исаевой Л.З. отказано в установлении факта нахождения на иждивении ФИО1 в период с 1999 г. по 2007 г.

Между тем выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Согласно абз. 2 п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

В п. 6.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 11-П разъяснено, что базовый Закон ни в редакции от 24 ноября 1995 года, ни в ныне действующей редакции не содержит определения понятий «иждивение» и «нетрудоспособный член семьи». Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В силу ст. 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются инвалидам - на срок инвалидности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 01.07.2011 г.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к категории нетрудоспособных граждан относятся, в том числе, инвалиды.

Кроме того, в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются инвалиды независимо от того, какая группа инвалидности им установлена, - I, II или III.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Исаевой Л.З. было отказано в установлении факта нахождения на иждивении ФИО1 в период с 1999 г. по 2007 г.

Однако при этом указанным судом было установлено, что Исаева Л.З. с 1999 г. по 2007 г. не работала в связи с необходимостью ухода за супругом, оказываемая ей помощь со стороны супруга была для неё постоянным и основным источником существования. То есть обстоятельства нахождения на иждивении были подтверждены, однако в установлении этого факта было отказано, так как на тот момент факт не имел юридического значения, поскольку Исаева Л.З. не являлась нетрудоспособной ни по возрасту, ни по инвалидности, и факт нахождения на иждивении не мог повлечь юридических последствий.

В настоящее время Исаева Л.З. является нетрудоспособной (<данные изъяты> группа инвалидности), нетрудоспособность наступила ДД.ММ.ГГГГ - в течение пяти лет со дня смерти ФИО1, в связи с чем она, как состоявшая на иждивении ФИО1, имеет право в соответствии с абз. 2 п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 на получение ежемесячной денежной компенсации.

Таким образом, решение суда, как не соответствующее нормам материального права и обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска по изложенным выше основаниям. Размер суммы ежемесячной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ определён истицей правильно - <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с учётом индексации (Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 1019) должен составлять <данные изъяты>

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.п. 3. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 6 февраля 2012 года отменить и принять новое решение:

Иск Исаевой Л.З. к Комитету социальной защиты населения и опеки <адрес> о выплате сумм ежемесячной денежной компенсации члену семьи гражданина, умершего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.

Обязать Комитет социальной защиты населения и опеки <адрес> назначить Исаевой Л.З. ежемесячную денежную компенсацию, как члену семьи ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определив к выплате с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере <данные изъяты>. ежемесячно, а с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - в размере <данные изъяты> ежемесячно.

Председательствующий:

Судьи: