Судья: Гармашов А.А. Дело № 33-886-2012 г. КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Курск 24 апреля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе: председательствующего: Мухаметзяновой Н.И., судей: Брынцевой Н.В., Леонтьевой И.В., при секретаре: Поздняковой О.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Пеклиной Валентины Ефимовны к Администрации г. Курска и Управлению по учету и распределению жилья г. Курска о предоставлении жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 15 февраля 2012 года, которым постановлено: исковые требования Пеклиной Валентины Ефимовны к администрации г. Курска о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию города Курска предоставить Пеклиной Валентине Ефимовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке на территории муниципального образования «г. Курск» жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. В удовлетворении требований Пеклиной Валентины Ефимовны к управлению по учёту и распределению жилья г. Курска о предоставлении жилого помещения отказать. Заслушав доклад судьи Брынцевой Н.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Пеклина В.Е. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения, к Администрации г. Курска и Управлению по учету и распределению жилья г. Курска, в котором просила обязать ответчиков предоставить ей, как инвалиду, <...>, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма. В обоснование указала, что постановлением Администрации г. Курска № от 03.10.2011 г. она была включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья с учетом жилищной льготы в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 51 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Судом постановлено вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Курска просит об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного. Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Администрации г. Курска Андриевской В.П., поддержавшей апелляционную жалобу, истца Пеклиной В.Е. и ее представителя Тотагамувой К.В., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что указано в определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. № 551-О-О. К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ относит граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса Перечне. Пунктом 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Как установлено судом и следует из материалов дела, Пеклина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом второй группы и страдает заболеванием, которое указано в п. № Перечня <...>, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378. Пеклина В.Е. проживает в комнате площадью <...> кв.м, принадлежащей ей на праве собственности, находящейся в двухкомнатной квартире №, расположенной в доме № по <адрес>, которая является постоянным местом жительства истицы. Иного жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности или занимаемого по договору социального найма, не имеет. В данной квартире кроме истицы проживают иные граждане (семья), являющиеся собственниками другой комнаты. С 11.02.1997 г. на основании постановления Администрации г. Курска № Пеклина В.Е. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 14.10.2009 г. постановлением Администрации г. Курска № истица поставлена на учет в качестве малоимущей. По состоянию на 01.01.2011 г. на данном учете она зарегистрирована под № 10, что следует из сообщения и.о. начальника Управления по учету и распределению жилья Администрации г. Курска от 04.08.2011 г. Как усматривается из материалов дела, истица обратилась в Администрацию г. Курска с заявлением о предоставлении на условиях социального найма жилого помещения, поскольку она страдает тяжелой формой хронического заболевания, внесенного в Перечень <...>, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, и постановлением Администрации г. Курска от 03.10.2011 г. № принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении и страдающей тяжелой формой хронического заболевания. Удовлетворяя иск в части возложения на Администрацию г. Курска обязанности предоставить истице во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии ч. 2 ст. 49 и ст. 57 ЖК РФ обязанность по обеспечению жильем Пеклиной В.Е., признанной по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и страдающей тяжелой формой хронического заболевания, внесенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, возлагается на органы местного самоуправления. Однако данный вывод суда не соответствует нормам материального права. Как следует из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 г. № 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50). В статьях 12-14 Жилищного кодекса РФ разграничены полномочия органов государственной власти (как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации) и органов местного самоуправления. В силу п. 3 и 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Из ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ следует, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. В связи с изложенным, исходя из системного толкования вышеприведенных норм материального права, внеочередное предоставление истице как инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень, благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма выходит за пределы полномочий органа местного самоуправления, не входящего в систему органов государственной власти, наделенного собственными полномочиями, которые реализуются за счет средств местного бюджета. Потому судебная коллегия находит обоснованными изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в силу ч.ч. 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ истица относится к иным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента РФ и законом субъекта РФ, которым жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, а ответчик по делу - Администрация г. Курска, как орган местного самоуправления, данными полномочиями не наделен. Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, коллегия считает, что решение суда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит в этой части отмене вследствие неправильного применения норм материального права, что привело к неправильному разрешению дела, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска по изложенным выше основаниям. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку судом правильно установлено, что Управление по учету и распределению жилья г. Курска является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Руководствуясь ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Ленинского районного суда г. Курска от 15 февраля 2012 года в части возложения обязанности на Администрацию города Курска предоставить Пеклиной Валентине Ефимовне во внеочередном порядке на территории муниципального образования «г. Курск» жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении данного иска. В остальной части это же решение суда оставить без изменения. Председательствующий: Судьи: