по иску К. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности



Судья: Кабанова О.М.                                            Дело № 33-955-2012 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                                                         02 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,

судей: Брынцевой Н.В., Леонтьевой И.В.,

при секретаре: Поздняковой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кудрявцевой Галины Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) на решение Касторенского районного суда Курской области от 27 февраля 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования Кудрявцевой Г.А. удовлетворить.

Признать за Кудрявцевой Г.А. право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) засчитать Кудрявцевой Г.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, периоды: в Курском ордена «Знак Почёта» государственном педагогическом институте обучения с 1 сентября 1983 года по 22 июня 1988 года; нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с 6 октября 1992 года по 01 мая 1993 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) назначить Кудрявцевой Г. А. досрочную пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, с 24 октября 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) в пользу Кудрявцевой Г.А. в счет возмещения понесенных ею расходов по оплате государственной пошлины <...> рублей.

Заслушав доклад судьи Брынцевой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) от 31.10.2011 г. Кудрявцевой Г.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.

Из необходимых 25 лет в специальный стаж засчитано 23 года 07 месяцев 14 дней.

Период учебы в государственном педагогическом институте с 01.09.1983 г. по 22.06.1988 г. не засчитан со ссылкой на п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, по мотивам невыполнения условия - отсутствия не менее 2/3 специального стажа по состоянию на 01.10.1993 г.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 06.10.1992 г. по 01.05.1993 г. не засчитан в специальный стаж со ссылкой на Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.05.1996 г. № 29.

Период работы с 01.09.2006 г. по 06.09.2006 г. в должности методиста по массовой работе с детьми в Доме детского творчества не засчитан в специальный стаж со ссылкой на Списки должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в которых данная должность не предусмотрена.

Не согласившись с указанным решением, Кудрявцева Г.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать решение ГУ УПФ РФ в Касторенском районе Курской области незаконным; признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать пенсионный орган включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды учебы в Государственном педагогическом институте и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права - с октября 2011 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Касторенском районе Курской области (без функций по выплате пенсий) просит об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста назначается досрочная трудовая пенсия по старости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истица Кудрявцева Г.А. с августа 1982 года и до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, в отпусках без сохранения заработной платы не находилась.

С 26.08.1982 г. истица работала в должности старшей пионервожатой в средней школе г. Курска; 26.08.1983 г. она была освобождена от занимаемой должности в связи с поступлением в институт.

В период с 01.09.1983 г. по 15.08.1988 г. Кудрявцева Г.А. проходила обучение в Курском государственном педагогическом институте по специальности «география и биология», по окончании которого ей была присвоена квалификация и звание учителя географии и биологии средней школы.

С 12.08.1988 г. истица назначена учителем географии и биологии Краснооктябрьской средней школы и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, выполняла полную педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы.

Данные обстоятельства подтверждены копиями трудовой книжки и диплома истицы, справкой МОУ «Веселовская СОШ» Глушковского района Курской области.

Довод апелляционной жалобы о том, что период обучения в Курском ордена «Знак Почёта» Государственном педагогическом институте с 01.09.1983 г. по 22.06.1988 г. не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, по причине невыполнения условия об обязательном наличии не менее 2/3 специального стажа по состоянию на 01.10.1993 г., то есть на момент прекращения действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, закреплявшего порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, является несостоятельным, так как основан на неверном толковании норм материального права.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, действовавшим в спорный период, было предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, а также, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Из материалов дела усматривается, что периоду учебы истицы в педагогическом учебном заведении предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая учебная деятельность, что пенсионным органом не оспаривалось, поскольку период работы в должности старшей пионервожатой с 26.08.1982 г. по 26.08.1983 г. и работа в должности учителя средней школы с 12.08.1988 г. засчитаны ответчиком в специальный стаж, как педагогическая учебная деятельность.

На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности - то есть на 24.10.2011 г., у истицы имелся требуемый специальный стаж не менее 16 лет 8 месяцев, поскольку данное условие должно выполняться на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, а не на момент утраты силы вышеуказанного Положения.

При таких обстоятельствах, у суда имелись правовые основания для включения в специальный стаж истицы периода с 01.09.1983 г. по 22.06.1988 г. обучения в Курском ордена «Знак Почёта» Государственном педагогическом институте.

Довод апелляционной жалобы о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет может быть засчитан в льготный стаж только до 06.10.1992 г., так как с принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в РФ», вступившего в силу 06.10.1992 г., данный период перестал включаться в специальный стаж, является несостоятельным.

Согласно ст. 167 Кодекса Законов о труде РФ (в редакции Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР») по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.

Кроме указанного отпуска женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

До вступления в силу вышеуказанного Закона действовала ст. 167 КЗоТ, которая предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Судом установлено, что 08.03.1992 г. у Кудрявцевой Г.А. родился ребенок. В период с 01.01.1992 г. по 01.03.1992 г. истица находилась в отпуске по беременности и родам; с 02.03.1992 г. по 01.05.1993 г. - в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении, справками, выданными на основании лицевых счетов МОУ «Веселовская СОШ» Глушковского района Курской области.

Период нахождения Кудрявцевой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 02.03.1992 г. по 05.10.1992 г. засчитан пенсионным органом в специальный стаж в бесспорном порядке.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, поскольку право на включение в льготный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в соответствии со ст. 167 КЗоТ возникло у истицы в связи с рождением ребенка 08.03.1992 г., то есть до вступления в силу вышеназванного Закона РФ № 3543-1, полтора года ребенку исполнялось 08.09.1993 г., сведений о прерывании Кудрявцевой Г.А. в добровольном порядке отпуска с последующим его продолжением после 06.10.1992 г. ответчиком не представлено и судом не установлено, суд первой инстанции обоснованно включил спорный период в трудовой стаж истицы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списки и Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, а также на неприменение с 01.10.1993 г. Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на законность постановленного судом решения не влияет.

Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан и, тем самым, отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55, (ч. 2 и 3) и 57 Конституции РФ.

Истолкование вышеуказанных нормативных актов, как позволяющих не включать спорные периоды в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учётом положений ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования истицы и включил в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период обучения в педагогическом учебном заведении с 01.09.1983 г. по 22.06.1988 г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 06.10.1992 г. по 01.05.1993 г.

В силу ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть пенсии).

С заявлением о назначении пенсии истица обратилась 24.10.2011 г.

С учетом спорных периодов, засчитанных судом, и периодов, засчитанных пенсионным органом в бесспорном порядке, у истицы имеется специальный стаж, предусмотренный п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в объеме 25 лет на дату обращения.

Таким образом, срок назначения трудовой пенсии определен судом в соответствии со ст. 19 названного Федерального закона с момента обращения за указанной пенсией, потому суд правомерно обязал ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 24.10.2011 г.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Касторенского районного суда Курской области от 27 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Касторенском районе Курской области (без выполнения функций по выплате пенсий) - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: