судья - Дюкарева С.В. дело № 33-685-2012 г. Курский областной суд КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Курск 22 марта 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе: председательствующего - Апалькова А.М., судей - Павловой Е.Б., Рязанцевой О.А., при секретаре: Шепелевой О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Черкашина С.С., действующего за себя и как законный представитель несовершеннолетней Ч.В.С., к администрации города Курска, администрации Курской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, поступившее по кассационной жалобе представителя администрации Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 27 июня 2011 г., которым исковые требования к администрации Курской области удовлетворены, в иске к администрации г. Курска отказано. Заслушав доклад судьи Павловой Е.Б., объяснения представителя администрации Курской области Минаковой О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения истца Черкашина А.А. и его представителя Федоткиной Н.И., представителя администрации г.Курска Андриевской В.П. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Черкашин С.С., выступая за себя и как законный представитель несовершеннолетней дочери Ч.В.С.., обратился в суд с указанным выше иском (с учетом дополнительных требований) к администрации Курской области и администрации г.Курска, мотивируя свои требования тем, что постановлением администрации г.Курска № от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных вопросах» его с дочерью приняли на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено, несмотря на то, что он является инвалидом 1-й группы и страдает тяжелой формой хронического заболевания, что дает ему право на внеочередное предоставление жилья. Поэтому просил признать незаконным бездействие ответчиков по не предоставлению квартиры по договору социального найма и обязать их предоставить во внеочередном порядке на территории муниципального образования «город Курск» благоустроенное жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе представитель администрации Курской области по доверенности Минакова О.В. просит решение суда отменить, в виду нарушений норм материального права, т.к. постановлением Правительства Курской области от 29.08.2006 г. №180 определен порядок предоставления мер социальной поддержки жильем, в том числе инвалидов, в виде субвенций, вставших на учет до 01.01.2005 г., а после этой даты указанная категория граждан в силу ч.3 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Проверив материалы дела и решение суда исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим. Как следует из материалов дела, Черкашин С.С. проживает в двухкомнатной <адрес>, общей площадью 39,3 кв.м., в которой также зарегистрированы и проживают его дочь Ч.В.С. <данные изъяты>. рождения, мать Ч.О.П., сестра К.Л.С. В соответствии с заключением ВК № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) Черкашин С.С. является инвалидом 1-й группы и по состоянию здоровья в соответствии с постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 г. имеет право на пользование отдельной квартирой. Постановлением администрации г.Курска № от ДД.ММ.ГГГГ Черкашин С.С. с семьей из двух человек (он и дочь) принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, имеющий право на внеочередное предоставления жилья с учетом его жилищной льготы в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 и п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 (л.д.15). До настоящего времени Черкашин С.С. с несовершеннолетним Ч.В.С. не обеспечен жилым помещением. Принимая решение о возложении на администрацию Курской области обязанности по предоставлению истцу с ребенком во внеочередном порядке жилого помещения и признавая незаконным бездействие данного органа, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов», постановления Правительства Курской области от 29.08.2006 г. № 180 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» и пришел к выводу о том, что именно администрация Курской области наделена полномочиями по предоставлению жилого помещения инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, перечень которых установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Однако выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. В части первой ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, т.е. посредством перечисления субъекту субвенций для предоставления мер социальной поддержки. Постановлением Правительства Курской области от 29.08.2006 г. № 180 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета, выделяемых бюджету Курской области в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации» определяется форма предоставления данных мер социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья по договору купли-продажи или по договору долевого участия в строительстве лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. (п.п. «а» п.1). Граждане, изъявившие желание получить социальную выплату в планируемом году, представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление по форме согласно приложению № 1 или приложению № 2 с приложением необходимых документов (п.8 Порядка). Как установлено в судебном заседании истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 г. и с заявлением о получении социальной выплаты на приобретение жилья в органы местного самоуправления не обращался. Согласно части третьей ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Таким образом, Жилищным кодексом РФ установлена иная форма оказания социальной помощи инвалидам, а именно: внеочередное предоставление жилья по договору социального найма. Учитывая заявленные исковые требования, истец желает воспользоваться правом, предоставленным ему жилищным кодексом. Принимая во внимание, что Черкашин С.С. не обращался с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты для приобретения жилья, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным бездействия администрации Курской области. Жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации). В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, принятым в Российской Федерации, действует федеральный закон. Часть 3 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50). Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 г. № 20-П, определения от 15 февраля 2005 г. № 17-О, от 5 марта 2009 г. № 376-О-П). При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»). Учитывая, что ни законодательством о социальной защите инвалидов, ни жилищным законодательством на органы субъектов Российской Федерации не возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, а из анализа вышеуказанного законодательства усматривается, что органы местного самоуправления обеспечивают реализацию жилищных прав граждан, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, и вставших на учет после 01 января 2005 г., судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ. В соответствии с абзацем четвертым ст.361 ГПК РФ судебная коллегия принимает по делу новое решение, поскольку имеющие значение для дела обстоятельства установлены. При вынесении нового решения судебной коллегией принимается во внимание, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Учитывая, что стороны в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для взыскания этих расходов судебная коллегия не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.361, 362 ч.1 п.4 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Ленинского районного суда г. Курска от 27 июня 2011 г. отменить, принять по делу новое решение, которым: Исковые требования исковые требования Черкашина С.С., действующего за себя и как законный представитель несовершеннолетней Ч.В.С., удовлетворить частично. Обязать администрацию г.Курска предоставить Черкашину С.С. с несовершеннолетней Ч.В.С., <данные изъяты> рождения, во внеочередном порядке жилое помещение на территории муниципального образования «город Курск» по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований к администрации Курской области отказать. Председательствующий: Судьи: