о возложении обязанности предостаивть жилое помещение




<адрес> ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Палагина А.А.                                                                        Дело г.

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес> областного суда в составе:

Председательствующего - Журавлёва А.В.

Судей - Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.

при секретаре - Ковалёвой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дело по исковому Анненковой Т.С. к Администрации <адрес>, Администрации <адрес> <адрес>, Правительству Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, поступившее по апелляционной жалобе Анненковой Т.С. на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено об отказе Анненковой Т.С. в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

У с т а н о в и л а:

Анненкова Т.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации <адрес>, ссылаясь на то, что она, как лицо, имеющее заболевание, входящее в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований Анненкова Т.С. просила суд обязать Администрацию <адрес>, Администрация <адрес> <адрес>, Правительство Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Судом постановлено решение об отказе Анненковой Т.С. в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе Анненкова Т.С. просит отменить решение суда как незаконное.

В судебное заседание не явился представитель Правительства Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации, о дне, месте и времени слушании дела извещенный надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истицы, выслушав объяснения истицы Анненковой Т.С. и ее представителя адвоката Попова О.Н., поддержавших апелляционную жалобу истицы, объяснения представителей Администрации <адрес> по доверенности - Васильевой Н.В., Администрации <адрес> <адрес> по доверенности - Стрелковой О.В., Управления по учету и распределению жилья по доверенности - Андриевской В.П., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы истицы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 данной статьи Закона, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

П.4 ч.1 ст. 51 РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Часть 3 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления.

В силу п.п. 5 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального най ма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Судом установлено что,Анненкова Т.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом детства 2 группы и страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается заключением ВК от ДД.ММ.ГГГГ

      Анненкова Т.С. проживает в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью Квартира принадлежит на праве собственности по части Анненковой Т.С, Анненкову О.А. (сын), Анненкову А.С. (бывший муж), Анненковой Л.А. и Анненковой О.А. (дочери).

Как усматривается из материалов дела, Анненкова Т.С. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении на условиях социального найма жилого помещения, поскольку она страдает тяжёлой формой хронического заболевания, внесённой в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Рассматривая дело, суд пришел к правильному выводу о том, что порядок финансирования и обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ - в настоящее время не определен.

Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации « закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 1 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

В статьях 12-14 ЖК РФ разграничены полномочия органов государственной власти (как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации) и органов местного самоуправления.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными им ст. 14 ЖК РФ, не наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями категорию граждан, к которой относится Анненкова Т.С., поскольку согласно вышеуказанной норме закона в их компетенцию входит предоставление в установленном порядке по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда только малоимущим гражданам.

     Из ч.2 ст. 49 ЖК РФ следует, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

В соответствии с ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

      Содержащееся в п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжёлыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч.1 ст.51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

     Таким образом, из смысла вышеприведенных положений закона следует, что существенным условием для предоставления истице жилого помещения по договору социального найма в пределах полномочий органов местного самоуправления является признание гражданина малоимущим.

В то же время, из материалов дела усматривается, и данное обстоятельство истица и ее представитель в суде не оспаривали, что Анненкова Т.С. в установленном законом порядке не была признана малоимущей, в органе местного самоуправления на учёте нуждающейся в получении жилого помещения как малоимущая - не состоит.

С учетом изложенного, вывод суда об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию <адрес> и Администрацию <адрес> <адрес> обязанности по предоставлению Анненковой Т.С. жилого помещения, как лицу, имеющему заболевание, входящее в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и об отказе в иске в указанной части - является правильным.

Правильным является и решение суда об отказе Анненковой Т.С. в удовлетворении иска к Правительству Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации, поскольку оно не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Суд обоснованно исходил из того, что Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 114 Конституции РФ, статьями 1, 12 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», является высшим коллегиальным исполнительным органом в российской Федерации. Статьями.12-22 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», поэтому в компетенцию Правительства РФ не входит обеспечение граждан жилыми помещениями по договору социального найма.

    Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют материалам дела и требованиям закона. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

     Доводы апелляционной жалобы о возможности предоставления ей жилого помещения из муниципального жилищного фонда в соответствии с требованиями ч.3 ст. 49 ЖК РФ основана на неправильном толковании норм жилищного законодательства.

     Иные доводы апелляционной жалобы правового значения по делу не имеют, не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения.

     С учетом изложенного, оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает, поэтому апелляционная жалоба истицы Анненковой Т.С. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Анненковой Т.С. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи -