Судья Шурова Л.И. Дело № 21-219АК/2011 КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД 15 декабря 2011 года г.Курск Судья Курского областного суда Болдырев А.Б., рассмотрев жалобу заместителя руководителя (и.о. руководителя) Управления УФАС по Курской области на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 02 ноября 2011 года, вынесенное по жалобе Ветрова А.В. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ветрова А.В., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего в <адрес>, работающего заместителем директора Департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г.Курска, У С Т А Н О В И Л : Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Курской области от 13 сентября 2011 года № 02/09-105-2011 Ветров А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 15000 руб. Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 02 ноября 2011 года удовлетворена жалоба Ветрова А.В., постановление от 13.09.2011г. отменено и производство по делу об административном правонарушении в отношении Ветрова А.В. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В жалобе и.о. руководителя УФАС по Курской области ставится вопрос об отмене решения судьи как незаконного и необоснованного. Проверив материалы дела, заслушав объяснения Ветрова А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судья Курского областного суда находит вынесенные по делу постановление и решение подлежащими отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 24.1, пунктом 8 части 2 и частью 3 статьи 30.6, части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (решение по жалобе на постановление) проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (решения); судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Как следует из обжалованного Ветровым А.В. постановления руководителя УФАС по Курской области, Ветров А.В., являясь должностным лицом - заместителем директора Департамента развития предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г.Курска, на заседании комиссии Центрального округа г.Курска по вопросу размещения на территории Центрального округа г.Курска объектов мелкорозничной торговой сети 05.04.2011г. принял решение об отказе индивидуальным предпринимателям ФИО1 и ФИО2. в выделении мест для размещения лотков для реализации печатной продукции, чем совершил действия, которые привели к устранению указанных предпринимателей с товарного рынка розничной реализации печатной продукции, т.е. нарушил требования части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» и совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья в обжалуемом решении указала, что Ветров А.В. при совершении вменяемых ему действий руководствовался заключением Комитета архитектуры и градостроительства г.Курска и доказательства наличия у Ветрова А.В. прямого умысла на ограничение конкуренции отсутствуют. Однако данные выводы не могут быть признаны соответствующими закону. В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. То есть за совершение установленного данной нормой правонарушения к ответственности могут быть привлечены только должностные лица. Согласно статье 2.4 Кодекса должностное лицо подлежит административной ответственности исключительно в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих исключительно служебных обязанностей. При этом примечанием к данной статье Кодекса прямо установлены случаи, в которых члены соответствующих комиссий (счетных, ревизионных, ликвидационных, конкурсных, аукционных, котировочных и единых) несут административную ответственность как должностные лица. Однако совершение членами комиссий по вопросу размещения на соответствующей территории объектов мелкорозничной сети правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса, к таким случаям не отнесено. По смыслу статьи 2.4 Кодекса и примечания к ней должностное лицо по общему правилу несет ответственность лишь за неправомерные действия (решения), совершенные (принятые) данным лицом единолично, и лишь в прямо предусмотренных законом случаях - за действия и решения, совершенные и принятые коллегиально. Как следует из вынесенного в отношении Ветрова А.В. постановления руководителя УФАС по Курской области, вменяемое Ветрову А.В. решение об отказе в выделении индивидуальным предпринимателям мест для размещения лотков принято не единолично Ветровым А.В., а комиссией по вопросу размещения на территории Центрального округа г.Курска объектов мелкорозничной сети, то есть при принятии данного решения комиссией Ветров А.В. действовал не как заместитель директора Департамента Администрации г.Курска, а как член указанной комиссии. При этом Ветров А.В. является должностным лицом подразделения Администрации г.Курска, указанная же комиссия, членом которой он является, создана постановлением Главы администрации Центрального округа г.Курска (л.д.51-52) и действует на территории данного округа. Однако постановлением от 13.09.2011г. Ветров А.В. привлечен к административной ответственности как заместитель директора Департамента Администрации г.Курска. При этом в нарушение вышеуказанных процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении руководителем УФАС по Курской области не исследована должностная инструкция заместителя директора указанного Департамента, не установлено, входит ли в круг его служебных обязанностей принятие соответствующего решения, какие-либо доказательства, подтверждающие, что такое решение принято Ветровым А.В. и именно при исполнении им его служебных обязанностей заместителя директора Департамента, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении не приведены, в материалах дела отсутствуют. Вышеизложенное не учтено и судьей при рассмотрении жалобы Ветрова А.В., указанная неполнота материалов дела не восполнена. Кроме того, вывод судьи в обжалуемом решении о том, что вменяемое Ветрову А.В. правонарушение может быть совершено исключительно с прямым умыслом, не основан на законе, а применение судьей пункта 3.5 «Положения о размещении на территории г.Курска объектов мелкорозничной торговой сети», утвержденного постановлением Администрации г.Курска от 08.08.2005г. № 2077, является неправомерным, поскольку указанная норма не регулирует вопросы размещения лотков. При таких обстоятельствах вынесенные по делу постановление и решение не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене вследствие существенного нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившего полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что является основанием для возвращения дела на новое рассмотрение (часть 3 статьи 30.9, пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда Р Е Ш И Л : Постановление руководителя УФАС по Курской области от 13 сентября 2011 года № 02/09-105-2011 и решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 02 ноября 2011 года отменить, дело об административном правонарушении в отношении Ветрова А.В. возвратить в УФАС по Курской области на новое рассмотрение. Судья