ч.1 ст.14.33 КоАП РФ



Судья Машошина С.В.                                                                                   №21-80АК-2012 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

           22 мая 2012 г.                                                                                              г. Курск

Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кравченко А.Н. на решение и.о. судьи Ленинского районного суда г.Курска от 09 апреля 2012 г., вынесенное по жалобе Кравченко А.Н. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18.01.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

Кравченко А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, директора филиала ОСАО «<данные изъяты>» в г. Курске,

у с т а н о в и л а:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18.01.2012 года №03-05/43-2011А директор филиала ОСАО «<данные изъяты>» в г. Курске Кравченко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 12 000 рублей. Согласно постановлению 23.11.2011 г. комиссией УФАС по Курской области был установлен факт нарушения ч. 1 ст. 14 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция: применение ставок и (или) коэффициентов, отличных от установленных нормативными актами, регулирующими обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), приводящих к уменьшению суммы страховых премий по договорам ОСАГО со стороны ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске. При проведении контрольного мероприятия инспекция УФАС России проанализировала представленные филиалом ОСАО «<данные изъяты>» в г. Курске копии страховых полисов ОСАГО (с приложениями), заключенные страховой компанией за период с 01 сентября 2010 года по 01 сентября 2011 года (выборочно) и установила, что ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске необоснованно занижен коэффициент КБМ при расчете страховой премии в договорах (полисах) обязательного страхования владельцев транспортных средств, заключенных со страхователями. При заключении вышеуказанных договоров (полисов) с гражданами филиалом ОСАО «<данные изъяты>» в г. Курске не были получены достоверные сведения о страховании (сведения о страховых случаях и страховых выплатах по предыдущим договорам (полисам ОСАГО), которые были заключены с другими страховщиками. Выполняя расчет страховых премий при заключении договоров (полисов) ОСАГО, ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске необоснованно применило коэффициенты КБМ в размере менее 1, то есть более низкие по сравнению коэффициентами, установленными для подобных случаев постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739, что привело к необоснованному занижению страховых премий. Действия ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске по занижению страховых премий по договорам ОСАГО, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурирующим страховым компаниям. Данные действия ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске решением комиссии от 23.11.2011 г. признаны недобросовестной конкуренцией. Действия должностного лица - директора ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске Кравченко А.Н. по руководству деятельностью филиала привели к необоснованному занижению страховых премий при заключении ряда договоров ОСАГО, что является недобросовестной конкуренцией.

            Решением и.о. судьи Ленинского районного суда г.Курска от 09 апреля 2012 г., вышеуказанное постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18.01.2012 года оставлено без изменения, а жалоба Кравченко А.Н. - без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд, Кравченко А.Н., оспаривая законность привлечения его к административной ответственности, просит постановление по делу об административном правонарушении от 18.01.2012 г. и решение судьи районного суда от 09.04.2012 г. отменить, как незаконные и необоснованные.

          Проверив материалы дела и доводы жалобы Кравченко А.Н., нахожу решение судьи законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

          В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

          Часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст.14.3 настоящего Кодекса и ч.2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 9 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности", разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

          В статье 14 ФЗ «О защите конкуренции» содержится открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 9 данного Федерального закона страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с примечаниями к п. 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. №739:

Коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении
договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

          Информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее - информация).

           Подоговоруобязательного страхования, не предусматривающемуограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших своё действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3.

В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 07 мая 2003 года «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции от 08.08.2009г., действовавшей в период заключения договоров страхования, по которым была проведена проверка) вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, сроке страхования, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших, касающихся страховых выплат, и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования, представленные страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования, в порядке, предусмотренном пунктом 35 настоящих Правил.

         Согласно п.35 указанного постановления Правительства РФ при досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о страховании по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения страхователя. Сведения о страховании предоставляются страхователем страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с ч.1 ст.37 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функций указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в^том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

          Судом установлено, что Кравченко А.Н. приказом №829-лс от 26.07.2007 г. назначен директором филиала ОСАО «<данные изъяты>» в г. Курске.

          29 августа 2011 г. на основании приказа № 290 УФАС по Курской области в отношении ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 30.09.2011 года № 03-16/21-2011.

          Решением комиссии УФАС по Курской области от 23.11.2011 г. ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске признано нарушившим ч. 1 ст. 14 ФЗ от 26 июля 2006 г. №135 - ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем выдано предписание о прекращениинедобросовестной конкуренции и о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства РФ.

          16 декабря 2011 г. уполномоченным должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области в отношении директора филиала ОСАО «<данные изъяты>» в г.Курске Кравченко А.Н. составлен протокол об административном правонарушении №03-05/43-2011А от 16.12.2012 г. о нарушении ч.1 ст.14.33 КоАП РФ,

         Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.14.33 КоАП РФ, образуют действия (бездействия), являющиеся недобросовестной конкуренцией в соответствии с антимонопольным законодательством. Из оспариваемого постановления от 18.01.2012 года №03-05/43-2011А следует, что событие административного правонарушения, вмененного в вину директору филиала ОСАО «<данные изъяты>» в г.Курске Кравченко А.Н. заключается в недобросовестной конкуренции, а именно в том, что ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске необоснованно занижен коэффициент КБМ при расчете страховой премии в договорах (полисах) обязательного страхования владельцев транспортных средств, заключенных со страхователями. При заключении договоров с гражданами, филиалом ОСАО «<данные изъяты>» в г. Курске не были получены достоверные сведения о страховых случаях и страховых выплатах по предыдущим договорам ОСАГО, которые были заключены с другими страховщиками. Данные сведения должны предоставляться страхователем при заключении договора страхования в соответствии с п. 20 Правил ОСАГО. Выполняя расчет страховых премий при заключении договоров ОСАГО, ОСАО «<данные изъяты>» в лице филиала в г. Курске необоснованно применило коэффициенты КБМ в размере менее 1, то есть более низкие по сравнению коэффициентами, установленными для подобных случаев Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739, что привело к необоснованному занижению страховых премий.

Рассматривая дело, судья районного суда пришла к обоснованному выводу, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18.01.2012 года №03-05/43-2011А в пределах предоставленной компетенции, имеющийся в действиях должностного лица - директора филиала ОСАО «<данные изъяты>» в г. Курске Кравченко А.Н. состав административного правонарушения квалифицирован правильно, а назначенное административное наказание соответствует санкции ч. 1 ст. ст.14.33 КоАП РФ и определено с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с правилами, установленными ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, соразмерно целям наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, в том числе и другими лицами (ч.1 статьи 3.1 Кодекса).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

С учетом изложенного, решение судьи является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется, и в настоящей жалобе не приводится.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л А:

      Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18.01.2012 года №03-05/43-2011А и решение и.о. судьи Ленинского районного суда г.Курска от 09 апреля 2012 г. в отношении Кравченко А.Н. оставить без изменения, а жалобу Кравченко А.Н. - без удовлетворения.

Судья Курского областного суда                                                             И.Н. Переверзева