Дело № 22 – 6461
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 25 октября 2011 года
Судебная коллегия по уголовным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего – Шабановой А.Н.
судей –Лось В.Ц. и Ценёвой Э.В.
при секретаре – Донцове А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 25 октября 2011 года кассационные жалобы осужденного Шкарина А.В. и адвоката Руиной Г.П. на приговор Таштагольского городского суда Кемеровской области от 26.08.2011 года, которым
Шкарин А. В., <данные изъяты>
<данные изъяты>
осужден по ч.4 ст.111 УК РФ в редакции от 07.03.2011 года к 8 годам лишения свободы.
На основании ч.5 ст.74 УК РФ ему отменено условное осуждение по приговору Таштагольского городского суда Кемеровской области от 13.07.2010 года.
На основании ч.1 ст.119 УК РФ, с наказанием, назначенным приговором Таштагольского городского суда Кемеровской области от 13.07.2010 года, Шкарину А.В. назначено 3 года 6 месяцев лишения свободы
На основании п. «в» ч.2 ст.117 УК РФ Шкарину А.В. назначено 10 лет лишения свободы.
На основании ч.5 ст.69 УК РФ и окончательно назначено 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания постановлено исчислять с 10.10.2010 года.
Заслушав доклад судьи Ценёвой Э.В., объяснения осужденного Шкарина А.В. и адвоката Нешитова С.М., просивших отменить приговор суда по доводам кассационных жалоб, мнение прокурора Неудахиной И.С., полагавшей, что приговор суда необходимо оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Приговором суда Шкарин А.В. осужден:
- за причинение физических и психических страданий потерпевшей Р. путем систематического нанесения побоев и иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 Уголовного Кодекса, в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, в период с 01.01.2010 года по 04.08.2010 года;
- за совершение 09.07.2010 года угрозы убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы потерпевшей Р.;
- за самоуправство, то есть за самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку, совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, совершенное с угрозой применения насилия в отношении потерпевшей К1 12.08.2010 года;
- за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего К. в период с 22 часов 00 минут 08.10.2010 года по 03 часов 00 минут 09.10.2010 года.
Преступления совершены в г.Таштаголе и Таштагольском районе Кемеровской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Шкарин А.В. просит отменить приговор Таштагольского городского суда от 26.08.2011 года. Указывает на то, что по ч.1 ст. 119 УК РФ он осужден только на основании показаний потерпевшей Р., которая оговорила его. Точная дата нанесения Р. побоев и причинения ей иных насильственных действий судом не установлена.
Признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 330 УК РФ, суд не учел, что деньги и сотовый телефон потерпевшая К1 отдала ему добровольно.
Также осужденный Шкарин А.В. ссылается на то, что в ходе предварительного следствия он оговорил себя в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ, но его доводы в этой части судом не проверены. Считает, что потерпевшему К. он причинил легкий вред здоровью. На орудии преступления отпечатков его пальцев не обнаружено.
Кроме того, Шкарин А.В. ссылается на то, что судом не приведен в соответствие с действующим законодательством приговор Таштагольского городского суда от 13.07.2010 года.
В кассационной жалобе адвокат Руина Г.П. просит приговор Таштагольского городского суда Кемеровской области от 26.08.2011 года в отношении Шкарина А.В. отменить, а уголовное дело направить на новое судебное разбирательство.
Полагает, что вина Шкарина в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 117, 119 УК РФ, не доказана, обвинение Шкарина А.В. в этой части строится только на показаниях Р., которая оговаривает его с целью уйти от уголовной ответственности за соучастие в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, в отношении К..
Сам Шкарин А.В. признает свою вину только в двух случаях нанесения телесных повреждений Р. - 9 июля 2010 года и 4 августа 2010 года, причиной которым послужило поведение Р., которая выражалась в его адрес нецензурной бранью.
Очевидцев причинения Шкариным Р. побоев и иных насильственных действий в январе 2010 года, в мае-июне 2010 года не было, допрошенные в судебном заседании свидетели о произошедшем знают только со слов Р..
Адвокат полагает, что действия Шкарина по двум признанным им эпизодам причинения телесных повреждений Р. должны быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ.
Относительно обвинения Шкарина по ч.2 ст.330 УК РФ адвокат считает, что доводы Шкарина о том, что он обратился к К1 с обоснованным требованием возместить ему стоимость его вещей, при этом не угрожал ей, судом не опровергнуты.
Считает недоказанной вину Шкарина в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью К., повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Полагает, что в ходе предварительного следствия и суда не была проверена версия о причастности к смерти К. З., Ш1 и Р., хотя из заключения судебно-медицинской экспертизы трупа К. видно, что телесные повреждения К. причинены с жестокостью, которая очень свойственна лицам несовершеннолетнего возраста. Сам Шкарин свою вину не признавал, указывал на возможную причастность к совершенному преступления З., Ш1 и Р..
Кроме показаний Р. других доказательств виновности Шкарина по ч.4 ст.111 УК РФ нет, при этом Р., а также З. и Ш1 оговаривают Шкарина, чтобы самим уйти от уголовной ответственности.
В возражениях на кассационные жалобы осужденного Шкарина А.В. и адвоката Руиной Г.П. потерпевшая Ш2 и государственный обвинитель Вербовская Л.Л. просят кассационные жалобы оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб осужденного Шкарина А.В. и адвоката Руиной Г.П., судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно ч.2 ст. 360 УПК РФ суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано.
Вина Шкарина А.В. в истязании, совершенном в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, в угрозе убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, в самоуправстве, совершенном с угрозой применения насилия, а также в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, судом установлена и подтверждена совокупностью исследованных доказательств, которые приведены в приговоре и получили надлежащую оценку.
Действия Шкарина А.В. правильно квалифицированы судом по п. «в» ч.2 ст. 117, ч.1 ст. 119, ч.2 ст. 330, ч.4 ст. 111 УК РФ.
Доводы кассационных жалоб осужденного Шкарина А.В. и адвоката Руиной Г.П. о невиновности Шкарина А.В. в инкриминируемых ему преступлениях проверялись в ходе судебного разбирательства, но не нашли своего подтверждения.
Суд должным образом проверил все версии, указанные Шкариным А.В., в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ проверил и оценил с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, имеющиеся по делу доказательства, и дал им должную оценку.
В соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ в описательно-мотивировочной части приговора суд привел доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении Шкарина В.В., и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства.
Выводы суда о том, что в период с 01.01.2010 года по 04.08.2010 года Шкарин А.В. совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.119 УК РФ, мотивированы и не вызывают сомнений.
В судебном заседании сам осужденный Шкарин А.В. не отрицал того, что 09.07.2010 года он избил Р., также он не отрицал и того, что 04.08.2010 года он бил Р. по лицу рукой и по голове пластмассовой бутылкой, наполненной водой.
Из показаний Р. следует, что в декабре 2009 года она сообщила Шкарину А.В. о том, что она беременна. Несмотря на данное обстоятельство в один из дней с 01.01.2010 года по 10.01.2010 года Шкарин нанес ей удар ладонью по щеке, а затем два удара кулаком в лицо, причинив телесные повреждения в виде ссадины на губе. Примерно с 01.05.2010 года по 15.06.2010 года Шкарин А.В. нанес ей не менее 2 ударов кулаком в лицо, а также не менее 2 ударов кулаком по телу в область груди, причинив ей физическую боль и кровоподтек под глазом, кровоподтеки на руке. Удары Шкарин наносил ей с силой, ей было больно. 09.07.2010 года Шкарин нанес ей удар кулаком в лицо, причинив ей физическую боль. От данного удара она упала. Когда она поднялась, Шкарин А.В. схватил ее сзади за пижаму и с силой бросил в кресло. Затем он сел к ней на колени и нанес ей два удара кулаком по лицу, причинив физическую боль. После чего он схватил ее обеими руками за шею, и стал сжимать ей шею большими пальцами обеих рук не менее 1 минуты, крича, что «завалит», говорил: «Я тебя сейчас задушу». Данную угрозу она воспринимала реально, так как Шкарин вел себя агрессивно, бил ее, ограничивал ее дыхание, причиняя ей удушье. После этого Шкарин схватил со стола кухонный нож, приставил клинок ножа к ее груди и сказал: «Я тебя сейчас завалю». Данную угрозу она также воспринимала реально. 04.08.2010 года Шкарин нанес ей не менее 2 ударов кулаком в лицо, причинив физическую боль, разбив ей губу. Затем он нанес ей удар по голове пластиковой бутылкой, которая была наполнена водой, чем причинил ей физическую боль.
Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели Г1, Г2, Г., К2, П., К3, Ш., О., М1, Д., И.
Также из показаний свидетелей Г1, Г2, Г., К2, П1, К3 видно, что Шкарин узнал о беременности Р. до 01.01.2010 года. Кроме того, у Р. был большой живот, поэтому визуально было видно, что она беременна.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 07 от 12.01.2011 года Р. были причинены кровоподтеки в области нижнего века правого глаза, в области нижнего века левого глаза, на тыльной поверхности правой кисти в проекции пястно-фаланговых суставов 2-4 пальцев, на задней поверхности левого предплечья, на тыльной поверхности левой кисти в проекции пястно-фаланговых суставов 2-4 пальцев, в области верхнего угла правой лопатки, ссадины передней поверхности шеи в средней трети. Данные повреждения образовались от воздействия тупого твердого предмета с ограниченной следообразующей поверхностью, возможно от воздействия пальцев рук, ногтей при сдавливании шеи, не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Не доверять показаниям потерпевшей Р. и свидетелей Г1, Г2, Г., К2, П., К3, Ш., О., М1, Д., И. у суда не было оснований, поскольку они получены с соблюдением требований УПК РФ, являются последовательными, не противоречат друг другу, заключению судебно-медицинской экспертизы и частично согласуются с показаниями осужденного Шкарина А.В.
Учитывая данные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о виновности Шкарина А.В. в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 119 УК РФ.
Оснований для переквалификации действий осужденного с ст. 116 УК РФ, как об этом указывает адвокат Руина Г.П., не имеется.
Время совершения преступления, предусмотренного п. «в» ч.1 ст. 117 УК РФ соответствует установленным в судебном заседании обстоятельствам и не вызывает сомнений.
Выводы суда о виновности Шкарина А.П. в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 330 УК РФ, также мотивированы и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Как видно из показаний осужденного Шкарина А.В., в судебном заседании он не отрицал того, что 12.08.2010 года он забрал у К1 сотовый телефон и потребовал написать расписку о том, что она должна ему 2500 рублей.
Согласно показаниям потерпевшей К1, которые оглашались судом, в феврале-марте 2010 года Шкарин А.В. в вагончике, в котором она проживает, забыл свои вещи – кроссовки и куртку. В июле 2010 года она сказала Шкарину А.В., что его вещи украли, на что Шкарин сказал, что за пропавшие вещи она должна заплатить ему 1500 рублей. 12.08.2010 года Шкарин стал требовать, чтобы она отдала ему деньги за пропавшие вещи. На ее отказ он сказал: «Сожгу Вас». Данные слова она восприняла всерьез, поскольку Шкарин вел себя агрессивно, а вагончик, в котором она проживает, находился на удаленном расстоянии от других жилищ. Опасаясь, что Шкарин сожжет вагончик, а вместе с ним ее и ее отца, она отдала Шкарину деньги в размере 100 рублей. Также по требованию Шкарина она отдала ему свой сотовый телефон и написала расписку о том, что должна ему 2500 рублей.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили потерпевший А., свидетели П., М.
Показания потерпевших К1 и А., свидетелей П. м М. получены в установленном законом порядке, они не противоречат друг другу, а также другим доказательствам по делу, которые исследовались судом и получили надлежащую оценку, поэтому подвергать их сомнению у суда не было оснований.
Что касается выводов суда о виновности Шкарина А.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ, то они также обоснованы и не вызывают сомнений.
Сам осужденный Шкарин А.В. в ходе предварительного следствия допрошенный как в качестве подозреваемого, так и в качестве обвиняемого давал показания о том, что он столкнул К. с кровати, нанес ему металлическим гвоздодером не менее 10 ударов по ногам, рукам, груди, животу. Также он нанес К. по голове не менее 5-6 ударов металлической кружкой.
В ходе проверки показаний на месте Шкарин А.В. подтвердил данные показания и продемонстрировал, каким образом он наносил потерпевшему удары.
Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании также свидетель Р., которая является очевидцем преступления.
Из показаний свидетелей З. и Ш1 следует, что со слов Шкарина А.В. им известно, что Шкарин ударил К. гвоздодером по голове, а затем этим же гвоздодером переломал ему ноги и скину К. в подполье. При этом Шкарин показывал им труп К..
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 267/1 от 18.11.2010 года причиной смерти К. явилась сочетанная травма в виде переломов ребер, костей нижних конечностей, осложнившаяся развитием травматического шока. Данная сочетанная травма расценивается в совокупности как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Подвергать сомнению приведенные выше доказательства у суда не было оснований, поскольку они получены в соответствии с требованиями УПК РФ, согласуются друг с другом и свидетельствуют о причинно-следственной связи между действиями осуждённого и смертью потерпевшего.
Об умысле Шкарина А.В. на причинение К. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, свидетельствует орудия преступления (металлический гвоздодер и металлическая кружка), количество, характер и локализация телесных повреждений (нанесение ударов в жизненно-важные органы – голову, грудную клетку), а также взаимоотношения осужденного и потерпевшего.
Доводы кассационной жалобы осужденного Шкарина А.В. о том, что в ходе предварительного следствия он оговорил себя в том, что совершил преступление, предусмотренное ч.4 ст.111 УК РФ, проверялись судом, но не нашли своего подтверждения.
Из материалов уголовного дела видно, что как в качестве подозреваемого, так и в качестве обвиняемого в ходе предварительного следствия Шкарин был допрошен в присутствии защитника, протоколы допросов он заверил личной подписью, версию о том, что он оговорил себя, Шкарин выдвинул только в судебном заседании.
Поскольку показания Шкарина А.В. в ходе предварительного следствия получены с соблюдением требований УПК РФ, суд обоснованно оценил их в приговоре в совокупности с другими доказательствами.
Доводы осужденного о причинении им К. легкого вреда здоровью являются несостоятельными, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе заключением судебно-медицинской экспертизы от 18.11.2010 года.
Тот факт, что на орудиях преступления не обнаружены отпечатки пальцев Шкарина А.В., не являются основанием для отмены приговора суда, поскольку его вина в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ подтверждается совокупностью других доказательств.
Оценив в совокупности все исследованные доказательства, суд правильно установил фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о виновности Шкарина в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст. 117, ч.1 ст. 119, ч.2 ст. 330, ч.4 ст. 111 УК РФ.
Что касается доводов кассационной жалобы осужденного Шкарина А.В. о приведении приговора Таштагольского городского суда от 13.07.2010 года в соответствие с действующим законодательством, то данный вопрос подлежит рассмотрению в порядке главы 47 УПК РФ.
Обстоятельств, ставящих под сомнения обоснованность выводов суда о виновности Шкарина А.В. в инкриминируемых ему преступлениях, в кассационных жалобах осужденного и адвоката Руиной Г.П. не приведено.
В части назначенного Шкарину А.В. наказания приговор Таштагольского городского суда от 26.08.2011 года не обжалуется.
Нарушений уголовно-процессуального закона, которые повлияли или могли повлиять на законность и обоснованность принятого судом решения, не усматривается.
При таких обстоятельствах приговор суда в отношении Шкарина А.В. является законным и обоснованным.
Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 377, 388 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Приговор Таштагольского городского суда Кемеровской области от 26.08.2011 года в отношении Шкарина А. В. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденного Шкарина А.В. и адвоката Руиной Г.П. – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Н. Шабанова
Судьи: Э.В. Ценёва
В.Ц. Лось
Копия верна.
Судья Кемеровского областного суда Э.В. Ценёва