Исаев приговор



Мировой судья Некрасова О.М.

Судья Сорокина Н.А.

Дело № 22-5168

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Кемерово 13 сентября 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Арикайнена О.Ф.

судей: Орловой О.В., Донцовой В.А.

при секретаре Мельниковой Ю.А.

Рассмотрела в судебном заседании 13 сентября 2012 года кассационную жалобу и дополнение к ней осужденного Исаева Ю.Л. на приговор Чебулинского районного суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года, которым изменен приговор мирового судьи судебного участка №1 Чебулинского района от 23 декабря 2011 года в отношении

Исаева Ю.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца

<адрес>, лица без гражданства, судимого

- 30.09.2005 года приговором Приютовской постоянной сессии

Белебеевского городского суда Республики Башкортостан по

п. «в» ч.2 ст.166 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения

свободы; освобождён условно-досрочно по постановлению

Новотроицкого городского суда от 14.07.2006 года на 11

месяцев 22 дня;

- 08.06.2007 года приговором Белебеевского городского суда

Республики Башкортостан (с учётом изменений, внесённых

Постановлением Президиума Верховного суда Республики

Башкортостан от 16.01.2008 года ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ

к 5 годам лишения свободы, по ч.3 ст.30,ч.1 ст.234 УК РФ к 2

годам лишения свободы, на основании ч.3 ст.69 УК РФ к 6

годам 9 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст.70 УК

РФ и ч.7 ст.79 УК РФ назначено 7 лет 3 месяца лишения

свободы в исправительной колонии строгого режима,

постановлено признать Исаева Ю.Л. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.313 УК РФ, назначив наказание в виде 1 года 1 месяца лишения свободы, в соответствии со ст.70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединить неотбытую часть наказания по приговору Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 08 июня 2007 года и окончательно назначить к отбытию наказание в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчисляется с 10 мая 2012 года. В срок отбывания наказания зачтено время нахождения под стражей с 21 сентября 2011 года по 09 мая 2012 года. В остальной части приговор мирового судьи оставлен без изменения.

Исаев Ю.Л. освобожден от уплаты процессуальных издержек, связанных с участием в суде апелляционной инстанции адвоката.

Заслушав доклад судьи Орловой О.В., выслушав осужденного Исаева Ю.Л., поддержавшего доводы жалобы, выслушав прокурора Байер С.С., предлагавшую приговор апелляционной инстанции оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приговором мирового судьи судебного участка №1 Чебулинского района от 23 декабря 2011 года Исаева Ю.Л. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.313 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, в соответствие со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 08 июня 2007 года определено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Взысканы с Исаева Ю.Л. процессуальные издержки в Федеральный бюджет РФ: по оплате труда адвоката Титова В.Н. - 3491 рубль 01 копейка, по оплате труда адвоката Осиповой Н.А.1551 рубль 56 копеек, по оплате труда адвоката Николаенко Л.П. в сумме 3488 рублей 01 копейка.

Приговором Чебулинского районного суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года приговор мирового судьи судебного участка №1 Чебулинского района от 23 декабря 2011 года изменен. Учтено при назначении наказания в качестве смягчающего наказание обстоятельства активное способствование раскрытию преступления и состояние здоровья Исаева. Назначено наказание с учётом смягчающих обстоятельств. В остальной части приговор оставлен без изменения.

Исаев признан виновным и осужден за совершение 04 сентября 2011 года побега из мест лишения свободы, совершенного лицом, отбывающим наказание.

Обстоятельства совершения преступления описаны в приговоре.

В кассационной жалобе осужденный Исаев Ю.Л. просит приговор изменить, считает его незаконным, необоснованным, несправедливым вследствие чрезмерной суровости назначенного наказания.

Осужденный полагает, что суд лишь перечислил смягчающие наказание обстоятельства, необоснованно не применил ст.64 УК РФ. Судом не было учтено в качестве смягчающего наказание обстоятельства, что причиной совершения преступления явилось систематическое противоправное и аморальное поведение сотрудников ФКУ КП-3, оказываемое ими психологическое давление, что, по мнению осуждённого, подтверждается показаниями свидетелей К.О.С. и К.И.П. О том, что администрация исправительного учреждения не раз высказывала недовольство поведением Исаева свидетельствовали также Л.А.В., Ю.В.А., Е.Д.В.

Также судом, по мнению осуждённого, необоснованно не учтено в качестве смягчающего наказание обстоятельства, то, что Исаев сам сообщил о месте своего нахождения и о своих дальнейших действиях, то есть не препятствовал своему задержанию, сам сообщил о совершенном преступлении, что в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 11 января 2007 года должно учитываться в качестве смягчающего обстоятельства.

Осуждённый считает, что при назначении наказания суд, учел лишь отрицательную характеристику, предоставленную администрацией ФКУ КП-3, и не учел положительные характеристики из ФКУ ИК-2 и ФКУ ИЗ 42/3, где он содержался длительное время.

По мнению осужденного, указанные смягчающие наказание обстоятельства непосредственно связаны с целями и мотивами совершенного преступления и являлись достаточными для применения ст.64 УК РФ при назначении наказания.

По мнению осужденного, судебное следствие по делу имело обвинительный уклон. Судом дана неверная оценка доказательств, добытых по уголовному делу.

Кроме того, Исаев указывает, что из заключения эксперта (л.д. 150-153) и показаний Е.Д.В. следует, что осужденный не был должным образом ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания в колонии-поселении.

Судом не были должным образом исследованы обстоятельства задержания Исаева, а именно когда, как и кому, он сообщил о месте своего нахождения, что повлекло назначение чрезмерно сурового наказания.

Осужденный указывает, что в апелляционном приговоре содержание резолютивной части приговора мирового судьи изложено с ошибкой, что повлекло, по мнению осужденного, искажение сути судебного акта.

В дополнении к кассационной жалобе осужденный Исаев Ю.Л. указывает, что при рассмотрении дела судом была нарушена презумпция невиновности, а именно, представители администрации исправительного учреждения неоднократно в процессе их допроса при апелляционном рассмотрении дела говорили о виновности Исаева в совершенном преступлении, несмотря на то, что его вина еще не была доказана. Суд в нарушение требований УПК РФ возложил на него бремя доказывания своей невиновности.

Осужденный полагает, что в ходе судебного разбирательства не было доказано, что он имел цель скрыться из мест лишения свободы путем побега. Доказательства свидетельствуют лишь о том, что Исаев самовольно покинул территорию КП-3. Показания Исаева в части причин совершения преступления признаны недостоверными, хотя подтверждаются показаниями ряда свидетелей: Д., К., П., К.О.С., Е.Д.В., Л.А.В.. Показания указанных лиц были искажены судом. Осужденный полагает, что суд пришел к выводу о доказанности его вины, основываясь на доказательствах, представленных стороной обвинения, при этом не указал мотивы, по которым отверг доказательства, подтверждающие наличие психологического насилия над осужденным со стороны администрации ФКУ ИК-3 и осужденных. Таким образом, по мнению осужденного, в материалах дела отсутствует необходимая совокупность доказательств, из которых можно сделать однозначный вывод о его виновности в совершении инкриминируемого деяния.

Также осужденный утверждает, что судом необоснованно оставлено без удовлетворения ходатайство Исаева Ю.Л. о признании недопустимым доказательством протокола его допроса на предварительном следствии. Также необоснованно судом не было удовлетворено ходатайство Исаева об истребовании и приобщении в качестве вещественного доказательства телефона Нокиа, на который звонил Исаев с целью извещения о месте своего нахождения.

Исаев указывает, что суд апелляционной инстанции необоснованно оставил без изменения решение мирового судьи в части взыскания с него процессуальных издержек, так как участвующие в деле адвокаты ненадлежащим образом осуществляли его защиту, допустили нарушение его процессуальных и конституционных прав, Исаев полагает, что он не должен оплачивать их услуги.

Таким образом, осужденный считает, что при вынесении решения суд незаконно принял сторону обвинения, нарушил требования ст.15 УПК РФ, что повлекло вынесение неправосудного, незаконного решения.

В возражениях на кассационную жалобу и дополнение к ней прокурор просит приговор оставить без изменения, жалобу осужденного – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося судебного решения.

Виновность Исаева Ю.Л. в совершении побега из мест лишения свободы, совершенного лицом, отбывающим наказание, подтверждается доказательствами, исследованными судом при вынесении приговора первой инстанции и проверенными апелляционной инстанцией. Совокупности доказательств, положенных в основу приговора суда, достаточно для решения вопроса о виновности Исаева в инкриминируемом деянии и квалификации его действий. Нарушений уголовно-процессуального закона при рассмотрении дела апелляционной инстанцией не допущено.

С учетом специфики условий отбывания наказания в колониях-поселениях побег из них считается оконченным с момента незаконного оставления территории административно-территориального образования.

Поскольку побег из мест лишения свободы, предварительного заключения и из-под стражи - длящееся преступление, оно заканчивается задержанием виновного или явкой его с повинной.

Как было установлено, приговором Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 08.06.2007 года Исаев осуждён к 7 годам 3 месяцам лишения свободы и, имея не отбытый срок уголовного наказания равный 2 годам 6 месяцам 2 дням самовольно покинул территорию колонии-поселения ФБУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области в поселке Новоивановский-1 Чебулинского района Кемеровской области и убыл в г.Новосибирск Новосибирской области.

В связи с изложенным, доводы осуждённого о том, что он не желал уклониться от дальнейшего отбывания наказания и сам сообщил о своём местонахождении не могут повлиять на квалификацию содеянного. Указанные обстоятельства также не могут дополнительно учитываться кассационной инстанцией, поскольку апелляционной инстанцией уже были учтены как смягчающее наказание обстоятельство (активное способствование раскрытию преступления) при назначении наказания.

Как видно из показаний свидетелей М.А.Н., В.А.В., В.В.В., Р.Т.К., С.А.С., К.А.А., Т.А.В., осуждённый был знаком с правилами пребывания на территории колонии, однако отсутствовал на вечерней поверке 04.09.2011 года и при проверке территории не был обнаружен. Осуждённый был задержан 05.09.2011 г. у здания прокуратуры в г.Новосибирске.

Как видно из показаний Л.А.В., П.В.Л., К.И.П., Ю.В.А., К.О.С., Е.Д.В., на 04.09.2011 года они отбывали наказание в колонии-поселении вместе с Исаевым Ю.Л., знали, что Исаеву администрация намеревалась изменить вид исправительного учреждения. Исаев протестовал, поскольку считал это несправедливым, хотел написать жалобу в г.Новосибирск и отдать её из рук в руки, звонил с таксофона в Москву, за что был водворён в штрафной изолятор. Свидетели полагают, что побег был совершен из-за натянутых отношений с администрацией учреждения и, соответствующей группой осуждённых, поскольку Исаев считал, что администрация учреждения много требует, но не делает того, что обязана делать сама. Свидетели не сообщали о фактах физического насилия в отношении Исаева, о фактах давления на него администрации учреждения.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что причина совершения побега не может повлиять на вывод о виновности Исаева в совершении уголовно наказуемого деяния, квалифицированного судом по ч.1 ст.313 УК РФ, не вызывает сомнений у судебной коллегии. Исаев не находился в состоянии крайней необходимости, при этом действовал умышленно.

Действия Исаева Ю.Л. правильно квалифицированы по ч.1 ст.313 УК РФ в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №420-ФЗ. В то же время, суд ошибочно указал редакцию со ссылкой на закон, который изменения в указанную часть статьи не вносил. Исаева Ю.Л. следует считать осуждённым в той же редакции, которая действовала на момент введение в действие Уголовного кодекса РФ, а также на момент совершения преступления, предъявления обвинения и утверждения обвинительного акта, а именно в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ. Поскольку санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет лишения свободы, то в соответствии с ч.1 ст.15 УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) совершенное Исаевым преступление относится к преступлениям небольшой тяжести.

Назначенное наказание за совершение указанного преступления, по мнению судебной коллегии, соответствует характеру и степени общественной опасности содеянного при всех установленных фактических обстоятельствах, назначено с учётом личности виновного. При рецидиве преступлений за совершенное преступление не могло быть назначено менее 1 года лишения свободы. Суду было известно, что, отбывая наказание, осуждённый длительный период характеризовался положительно, именно это обстоятельство позволило направить осуждённого для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение. Однако это обстоятельство, как и установленные судом иные обстоятельства, признанные смягчающими наказание, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, не являются исключительными. Поскольку они не столь существенно уменьшают степень общественной опасности содеянного, чтобы не применять при назначении наказания правил ч.2 ст.68 УК РФ либо назначить осуждённому иной вид наказания, более мягкий, чем лишение свободы.

Наказание, назначенное по совокупности приговоров путём частичного присоединения не отбытой части наказания в виде 2 лет лишения свободы, также не является чрезмерно суровым, применённый принцип соответствует требованиям ст.70 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.378, 387, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Чебулинского районного суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года в отношении Исаева Ю.Л. оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённого без удовлетворения.

Председательствующий: подпись Арикайнен О.Ф.

Судьи: подпись Орлова О.В.

подпись Донцова В.А.

<данные изъяты>

<данные изъяты>