Дело № 12-20/2011
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 26 января 2011 г.
Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «СК-Маркет» по жалобе генерального директора ООО «СК-Маркет» на постановление судьи Рудничного районного суда г. Кемерово от 21 декабря 2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Рудничного районного суда г. Кемерово от 21 декабря 2010 г. ООО «СК-Маркет» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В жалобе генеральный директор ООО «СК-Маркет» просит постановление отменить, прекратив производство по делу, указывая, что вмененное правонарушение не является длящимся, поскольку срок выполнения обязанностей четко установлен нормативно-правовыми актами, то есть 25 декабря 2005 г. и 30 декабря 2005 г. (месяц плюс 5 дней со дня государственной регистрации), истек в 2006 году; в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ООО «СК-Маркет» не относится к лизинговым компаниям, фактически лизинговую деятельность не осуществляло и не осуществляет; включение в устав вида деятельности – лизинговая деятельность не означает фактического осуществления данной деятельности, то есть общество не является субъектом указанного административного правонарушения.
ООО «СК-Маркет», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не представителя не направило, о причинах неявки не известило, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявило. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества.
Проверив материалы дела, считаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании приказа МРУ Росфинмониторинга по СФО от 9 сентября 2010г. № была проведена выездная проверка ООО «СК-Маркет» по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 25 ноября 2005 по 26 сентября 2010 г.
В ходе проверки выявлено неисполнение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
По итогам проверки 29 октября 2010 г. в отношении ООО «СК-Маркет» составлен протокол об административном правонарушении.
Рассматривая дело, суд установил вину ООО «СК-Маркет» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.
При этом суд указал, что ООО «СК-Маркет», являясь субъектом правонарушения, зарегистрировано ИФНС по г. Кемерово 25 ноября 2005 г., в связи с чем общество было обязано разработать и утвердить правила внутреннего контроля в срок, не позднее 25 декабря 2005 г., направив их на согласование в уполномоченный орган не позднее 30 декабря 2005 г.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ от 23 июля 2010 г. основным видом экономической деятельности ООО «СК-Маркет» указан финансовый лизинг.
В соответствии с разделом 4 Устава ООО «СК-Маркет», утвержденного 10 декабря 2009 г., общество осуществляет в числе указанных видов деятельности также иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, в том числе бартерные, лизинговые, факторинговые, вексельные и иные операции.
Федеральный закон РФ от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии с п. 2 ст. 7 указанного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Судом не был дан анализ положениям ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе страховые организации и лизинговые компании.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Указанные функции содержатся в п. 1 ст. 4 указанного Закона, в соответствии с которым лизингодатель за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Статьей 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определяется перечень операций с денежными средствами, которые подлежат обязательному контролю.
Проверяя доводы ООО «СК-Маркет» о том, что общество не является субъектом правонарушения, суд указал, что обязанность по разработке правил внутреннего контроля связана не с началом деятельности, а с датой регистрации организации.
Вместе с тем, судом не учтено, что ответственность в части организации внутреннего контроля возложена законом на организацию, осуществляющую операции с денежными средствами или иным имуществом.
Не дана оценка наличию в деле доказательств, свидетельствующих об отнесении ООО «СК-Маркет» к организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, подпадающей под действие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Из представленных протокола, акта проверки, иных документов достоверно не следует, что общество оказывает финансовый лизинг.
При вынесении постановления судом не было учтено, что срок давности привлечения к ответственности за данное правонарушение, не являющее длящимся, истек.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях»).
Срок разработки правил внутреннего контроля и согласования их с МРУ Росфинмониторинг установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом» и предусматривает, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца со дня их государственной регистрации в установленном порядке для создаваемых организаций.
Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В связи с чем, срок разработки правил внутреннего контроля и согласования их с МРУ Росфинмониторинг по СФО начинает течь с момента государственной регистрации общества - 25 ноября 2005 г. Вменяемое обществу правонарушение является оконченным 30 декабря 2005 г., поэтому срок давности привлечения общества к ответственности за неисполнение требования законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, исчисляемый с момента совершения правонарушения, истек 30 декабря 2006 г.
Согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Рудничного районного суда г. Кемерово от 21 декабря 2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «СК-Маркет» отменить. Производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Копия верна:
Судья Ершова Т.А.