08.07.2010



Судья Широбокова Т.И. Дело №33-1725

29 июня 2010 года

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

в составе председательствующего Мартыновой Т.А.

судей Носковой Г.Н., Буркова В.Н.

с участием прокурора Шибановой Н.Е.

по докладу судьи Носковой Г.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове

29 июня 2010 года

дело по кассационной жалобе ФБУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области на решение Омутнинского районного суда г. Кирова

У С Т А Н О В И Л А:

Кировский прокурор но надзору за соблюдением законов в ИУ обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области о признании действий незаконными.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ 20-21 октября 2008 г. проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ФБУ ИК-1 УФСИН по Кировской области, являющимся юридическим лицом.

В декабре 2008 г. и июне 2009 г. Кировской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проводились проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФБУ ИК-1, в ходе которых были выявлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ. По результатам проверок соответственно 09.12.2009 г. и 23.06.2009 г. в адрес начальника учреждения ФБУ ИК-1 были внесены представления об устранении вышеуказанных нарушений закона.

06-07.03.2007 инспекцией ведомственной пожарной охраны УФСИН России по Кировской области и ОГПН Омутнинского района проводились проверки противопожарного состояния в ФБУ ИК-1, в ходе которых также выявлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности», и приказов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее ШТБ 01-03), № 316 «Об утверждении норм пожарной безопасности «перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее НПБ 110-03). Но выявленным нарушениям в адрес начальника ФБУ ИК-1 соответственно 18.03.2007 г. и 30.04.2008 г. вносились предписания, которые так и не выполнены в полном объеме.

Сослался на положения ст.ст.20,34, 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №. 69-ФЗ, согласно которым граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара, предусмотрена обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Считает, что ответчиком нарушены ряд иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности, которые препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей, в т.ч. и осужденных, опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

Просил признать действия ФБУ ИК-1 УФСИП России по Кировской области в лице начальника полковника вн.сл. Носа А.А. по не оборудованию автоматической пожарной сигнализацией жилых помещений общежитий отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, зданий общеобразовательной школы, банно-прачечного комбината, штрафного изолятора и помещения камерного типа, библиотеки, клуба, столовой жилой зоны, спортзала, коммунально-эксплутационной части, камеры хранения личных вещей, профилактория, цехов №1,3, 4, 7, электроцеха, ремонтно-механической мастерской, участка поганажных изделий, нижнего склада, пожарной части, материальных, продовольственных и технических складов, а также не выполнение обработки огнезащитным составом горючих конструкций чердачных помещений зданий общежитий отрядов №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, клуба, столовой, штрафного изолятора и помещения камерного типа, пожарной части, цехов № 1, 3, 4, 7, поганажных изделий, ремонтно-механической мастерской, продовольственного и вещевого склада, строительного участка, стеллажей материального склада - незаконными. А также обязать ФБУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области организовать работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации в жилые помещения общежитий отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, зданий общеобразовательной школы, банно-прачечного комбината, штрафного изолятора и помещения камерного типа, библиотеки, клуба, столовой жилой зоны, спортзала, коммунально-эксплутациопной части, камеры хранения личных вещей, профилактория, цехов № 1, 3, 4, 7, электроцеха, ремонтно-механической мастерской, участка погонажных изделий, нижнего склада, пожарной части, материальных, продовольственных и технических складов, а также обработать огнезащитным составом горючие конструкции чердачных помещений зданий общежитий отрядов №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, И, 12, 13, 14, 15, клуба, столовой, штрафного изолятора и помещения камерного типа, пожарной части, цехов № 1, 3, 4, 7, поганажных изделий, ремонтно-механической мастерской, продовольственного и вещевого склада, строительного участка, стеллажи материального склада в срок до 01.03.2010.

В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор уточнил исковые требования, просил признать действия ответчика по не оборудованию указанных в заявлении объектов учреждения ИК-1 автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения людей о пожаре не законными и обязать его организовать работы по монтажу АУО11 и СОУЭП, под которыми понимается заключение договора с соответствующей организацией, имеющей соответствующую лицензию, на установку систем пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре на объектах ФБУ ИК-11, перечисленных в исковом заявлении, в срок до 01.10.2011 г. Повторил доводы искового заявления.

Решением суда от 9 апреля 2010 года исковые требования удовлетворены.

С данным решением суда не согласна ФБУ ИК-1 УФСИП России по Кировской области. В кассационной жалобе просит решение суда изменить, исключив из его содержания обязанность по оборудованию системами оповещения людей о пожаре всех перечисленных объектов, исключить из перечня для оборудования автоматической пожарной сигнализацией помещений: общежитий отрядов № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,15, банно-прачечного комбината, штрафного изолятора и помещения камерного типа, варочного зала и помещений для мытья посуды столовой, обработку огнезащитным составом помещений отрядов № 1,2, общеобразовательной школы, профилактория, спортзала, банно-прачечного комбината, камеры хранения личных вещей осужденных и установить более длительный срок для совершения действий по организации работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и обработке огнезащитным составом горючих конструкций.

Считает, что не соответствуют действительности требования о признании действий ответчика незаконными.

Заслушав прокурора, просившего решение суда оставить в силе, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ФБУ ИК-1 УФСИН по Кировской области является юридическим лицом, действующим на основании Устава, утвержденного приказом УФСИН России от 15.03.2007 № 11..В соответствии с договором о передаче № 27-01 имущество ФБУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области является федеральной собственностью, закреплено за ответчиком на праве оперативного управления.

Согласно п. 1,3 Устава, ФБУ ИК-1 является исправительной колонией строгого режима, предназначено для отбывания наказания осужденных мужчин, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, организует деятельность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с п.п.31 п.9 Устава, ФБУ ИК-1 осуществляет противопожарные и противоэпидемические мероприятия, предусмотренные государственными стандартами, нормами и правилами.

Согласно ст.З ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ « О пожарной безопасности» Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Согласно требований ст.ст.34, 37 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии Приказом МЧС РФ №315 от 18.06.03г. утверждены нормы, устанавливающие основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС), в соответствии с видом или типом зданий, сооружений и помещений.

Приказом МЧС России от 20.06.2005 N 323 (в ред. Приказа МЧС РФ от 7.02.2008 N 57) утверждены нормы, устанавливающие требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).

Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

Согласно СНИП 21-01-97 п.36 ППБ 01-03 Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух paз в год.

Судом установлено, что в декабре 2008 г. и июне 2009 г. Кировской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ проводились проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФБУ ИК-1, в ходе которых были выявлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности». По результатам проверок соответственно 9.12.08г., 23.06.2009 г. и 27.10.2009 г.. в адрес начальника учреждения ФБУ ИК-1 были внесены представления об устранении вышеуказанных нарушений закона.

06-07.03.2007г. инспекцией ведомственной пожарной охраны УФСИН России по

Кировской области и ОГНН Омутнинского района проводились проверки

противопожарного состояния в ФБУ ИК-1, в ходе которых также выявлены нарушения

Федерального закона «О пожарной безопасности», и приказов Министерства РФ по

делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной

безопасности в Российской Федерации», № 316 «Об утверждении норм пожарной

безопасности «перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих

защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной

сигнализацией».

По выявленным нарушениям в адрес начальника ФБУ ИК-1 соответственно 18.03.2007 г. выносилось предписание, которое не выполнено в полном объеме, о чем свидетельствуют справка проверки и ответы ФБУ ИК-1.

Начальник ОГПН в Омутнинском районе Невиницын А.Н. пояснил суду, что все указанные в заявлении прокурора объекты подлежат оборудованию системами АУПС и СОУЭ. Их отсутствие является серьезным нарушением ППБ.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждены Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003г., устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами... в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Ведомственными актами- Приказами ФСИН РФ № 214 от 30.03.2005г. Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН» и № 222 от 31.03.2005г. также предусмотрены обязанности руководителей учреждений и органов ФСИН по организации соответствующих объектов системами пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, а также обработке огнезащитным составом горючих конструкций.

Невыполнение мероприятий по пожарной безопасности создает опасность причинения вреда здоровью граждан, так как не позволяет своевременно обнаружить возгорание, оповестить людей о пожаре, эвакуировать находящихся в здании людей и провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности данного объекта и может повлечь массовую гибель людей, как из числа осужденных, так и сотрудников колонии.

Заявление прокурором подано в пределах своих полномочий, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье

неопределённого круга лиц-сотрудников колонии, а также постоянно меняющегося численного состава осужденных и лиц, прибывающих на свидания с осужденными.

При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.

В тоже время судебная коллегия находит вывод об установлении срока исполнения несостоятельным и подлежащим исключением из резолютивной части решения суда.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным. Судом полно и всесторонне исследованы все обстоятельства по делу, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении дела и вынесении решения допущено не было.

Оснований для изменения решения суда судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Исключить из резолютивной части решения Омутнинского районного суда от 9 апреля 2010 года указание на срок исполнения.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ФБУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: