Судья Старикова И.П. Дело № 33-2984
14 сентября 2010 года
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.
судей Сметаниной О.Н., Шерстенниковой Е.Н.
при секретаре Кривошеиной Е.С.
по докладу судьи Сметаниной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 14 сентября 2010 года кассационную жалобу представителя Министерства финансов РФ на решение Октябрьского районного суда Кировской области от 09 августа 2010 года,
У С Т А Н О В И Л А
Жученко С.А. обратилась в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании убытков, в обоснование требований указала, что работает в военном госпитале (войсковая часть 41464 ) медицинской сестрой с 24.10.2000 года. Согласно требований ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в редакции до 2005г.) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, ч.2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» была признана утратившей силу. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты. За период с 1 мая 2007 года по 1 мая 2010 года ей оплачено за найм жилого помещения 20 466 руб. 22 коп., за отопление жилья - 50 827 руб. 77 коп., электроэнергию - 5 503 руб. 20 коп., всего 76 797 руб. 19 коп. Просит взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ компенсацию за содержание жилого помещения, отопление и использование электроэнергии в сумме 76 797 руб. 19 коп. и расходы по госпошлине в сумме 2 304 руб. 00 коп.
В судебном заседании истица Жученко С.А. исковые требования уточнила, просила взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ компенсацию за содержание жилого помещения, отопление и использование электроэнергии за период с июня 2007 года по 31 мая 2010 года в сумме 55 753 руб. 72 коп., расходы по госпошлине в сумме 2 304 руб. 00 коп.
Решением Октябрьского районного суда от 09 августа 2010 года исковые требования Жученко С.А. удовлетворены.
С решением суда не согласен представитель Министерства финансов РФ, в жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, считают, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство обороны РФ, оснований для удовлетворения иска с Минфина России не имеется.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав истца Жученко С.А., представителя Министерства финансов РФ Кузминых М.В., находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Жученко С.А. на основании заключенного трудового договора с 24.10.2000 года, и по настоящее время работает в войсковой части 41464 медицинской сестрой.
Жученко С.А. зарегистрирована по адресу Кировская область, ЗАТО пос....
В соответствии со справкой МУП ЖКХ «Теплосети» от 24.05.2010 года № 306 Жученко С.А. льготы на коммунальные услуги с мая 2007 года по май 2010 года не предоставлялись.
Справкой Администрации ЗАТО пос.Первомайский № 414 от 25.05.2010 года подтверждается, что Жученко С.А. и ее семья получателями субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги не является.
За период с 1 июня 2007 года по 1 июня 2010 года за пользование жилищно-коммунальными услугами по жилому помещению по адресу: п. ... начислялись платежи в полном объеме без учета каких-либо льгот по их оплате.
Задолженность по внесению указанных платежей за данный период отсутствует, что подтверждается бухгалтерской справкой МУП ЖКХ «Теплосети», выписками из лицевого счета.
В соответствие с частью 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. до 01.01.2005г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
В соответствии с п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч. 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Указанная статья дополнена ч. 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с перечнем федеральных специализированных учреждений здравоохранения, утвержденным Правительством РФ от 29.12.20904 г. 872 (в ред. от 18.11.2006 г. 699), военные госпитали Министерства обороны РФ таковыми не являются, медицинские работники военных госпиталей оказались лишенными мер социальной поддержки без какой-либо компенсации.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 01.04.2008 г. 268- О-П, установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005г. и до установления законодателем порядка предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот тем, кто ими пользовался до этой даты, возложена на Российскую Федерацию.
Судом установлено, что до 01 января 2005 г. включительно истец пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, реализация которого обеспечивалась воинской частью в порядке и по нормам, предусмотренным для аналогичной категории работников соответствующих учреждений, за счет средств федерального бюджета, выделявшихся на эти цели Министерству обороны РФ.
Суд обоснованно пришел к выводу, что истец сохранила право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Доводы представителя Министерства финансов Российской Федерации о том, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, нельзя признать состоятельными, так как обязанность компенсировать понесенные истцом расходы возникает в силу закона.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
Решение Октябрьского районного суда Кировской области от 09 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства финансов РФ без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: