04.10.2010



Судья Старикова И.П. дело № 33-2981 14 сентября 2010года К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,

судей Сметаниной О.Н. и Шерстенниковой Е.Н.,

при секретаре Кривошеиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 14 сентября 2010 года дело по кассационной жалобе Управления федерального казначейства по Кировской области на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 9 августа 2010 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Горев А.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ и Министерству обороны РФ о возмещении убытков. В обоснование заявленных требований указал, что работает в военном госпитале (войсковая часть 41464) должности медицинского брата приемного отделения с 22.06.2004 года. Согласно ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции до 2005г.) предусматривалось право медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ указанная норма признана утратившей силу, в связи с чем организации, предоставляющие коммунальные услуги, отказали в предоставлении указанных льгот. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты. За период с 1 мая 2007 года по 30 апреля 2010 года он (истец) уплатил за найм жилого помещения 15 897 руб. 41 коп., за отопление - 38 009 руб. 96 коп., электроэнергию - 3 188 руб. 68 коп., всего 57 096 руб. 05 коп. Указанную сумму истец просил взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ, в возмещение расходов по госпошлине 1912 руб. 88 коп., в возмещение судебных издержек - 287 руб.

Решением районного суда от 09.08.2010 года в иске Горева А.Н. отказано.

В кассационной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда. В жалобе указал, что в период до 1.01.2005 г. работал в этом же госпитале и в этой же должности, необходимости в использовании указанной льготы у него не было, поскольку данная льгота предоставлялась его матери ФИО11 с которой он в то время проживал. Однако после того, как он стал проживать отдельно, данную льготу отменили, после чего он не смог ее использовать по независящим от него причинам.

Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., объяснения представителя Минфина РФ Кузьминых М.В., поддержавшей жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие совместно с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Федеральным законом от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данное положение признано утратившим силу, в то же время указанная норма дополнена ч. 4, согласно которой в рамках пересмотра прежней системы социальных гарантий для отдельных категорий населения федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочие по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения (их перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля", действующим в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 года N 699).

Военные госпитали Министерства обороны Российской Федерации таковыми не являются, в связи с чем медицинским работникам этих госпиталей жилищно-коммунальные льготы с 1.01.2005 г. не предоставляются.

Однако в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией, установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников государственных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, само по себе не предполагает, что Российская Федерация вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей Министерства обороны Российской Федерации, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года. При этом в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

Поскольку Горев А.В. право на получение указанных льгот до 1.01.2005 г. не реализовал, в связи с чем сохранение их невозможно, суд правомерно указал, что оснований для возложения на ответчика обязанности возмещения расходов Горева А.В. на оплату жилья, отопления и освещения, понесенных им, начиная с 1.05.2007 г., не имеется.

Судебная коллегия находит вынесенное решение соответствующим нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Оснований для его отмены не усматривает.

Приведенные в кассационной жалобе доводы отмену обжалуемого судебного постановления не влекут, они направлены на переоценку выводов районного суда, оснований для которой не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда города Кирова от 9 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горева ФИО10 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: