Судья Швецова Н.А. Дело № 33-3361
12 октября 2010 года
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Погудиной Т.С.
судей Сметаниной О.Н., Мартыновой Т.А.
по докладу судьи Сметаниной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 12 октября 2010 года кассационную жалобу ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Санчурском районе Кировской области» на решение Санчурского районного суда Кировской области от 13 сентября 2010 года,
У С Т А Н О В И Л А
Мальцева В.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать решение комиссии ГУ УПФ РФ в Санчурском районе № 26 от 06.05.2010 года об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить в специальный трудовой стаж период ее работы в должности медицинской сестры Санчурской коррекционной школы-интернат с 5 апреля 1990 года по 11 ноября 2003 года и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19 апреля 2004 года по 19 мая 2004 года, и с 8 апреля 2009 года по 22 мая 2009 года и обязать ГУ УПФ в Санчурском районе назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения за ней с 30.04.2010 года.
Решением Санчурского районного суда Кировской области от 13 сентября 2010 года исковые требования Мальцевой В.В. удовлетворены ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Санчурском районе Кировской области» заобязано включить работу истца в должности медицинской сестры Санчурской коррекционной школы-интернат в специальный стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 05 апреля 1990 года по 01 ноября 1999 года в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), со 02 ноября 1999 года по 12 ноября 2003 года в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19 апреля 2004 года по 19 мая 2004 года, с 8 апреля 2009 года по 22 мая 2009 года, и назначить Мальцевой В.В. трудовую пенсию по старости досрочно, с 30 апреля 2010 года.
С решением не согласен представитель ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Санчурском районе Кировской области», в кассационной жалобе указал, что для назначения трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ должны быть соблюдены в совокупности три условия: работа в должности медицинского работника, работа в учреждении здравоохранения и необходимый стаж. Характер работы, выполняемой Мальцевой В.В. был установлен в судебном заседании и Управлением ПФР в Санчурском районе не оспаривается. Должность медицинской сестры действительно поименована в Списках, утвержденных Правительством РФ, которыми предусмотрены должности, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии, однако, Мальцева В.В. работала в образовательном, а не в медицинском учреждении, что исключает возможность включения периодов работы в школе-интернате в специальный стаж. К тому же Конституционным судом Российской Федерации уже рассматривался вопрос правомерности отказа учреждением Пенсионного фонда включить в стаж работу в должности медсестры в общеобразовательном учреждении. Определением Конституционного суда РФ от 29.01.2009 г. № 67-0-0 отказано в жалобе лица, которому не засчитана в стаж лечебной деятельности работа в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
От Мальцевой В.В. поступили возражения на кассационную жалобу в которых она просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
30.04.2010 Мальцева В.В. обратилась в ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Санчурском районе Кировской области» с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Санчурском районе Кировской области» от 06.05.2010 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Пенсионным органом не включены в специальный стаж следующие периоды работы Мальцевой В.В.:
период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 19.01.1987 г. по 02.02.1987 г., т.к. данный вид деятельности не предусмотрен в Списках № 464 от 06.09.1991 г., № 1066 от 22.09.1999 г., №781 от 29.10.2002 г.;
период работы в должности медицинской сестры в Санчурской коррекционной школе-интернате с 05.04.1990 г. по 12.11.2003 г., т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списками № 464 от 06.09.1991 г., от 22.09.1999 г. № 1066, от 29.10.2002 г. № 781;
период нахождения на курсах повышения квалификации с 19.04.2004 г. по 19.05.2004 г., с 08.04.2009 г. по 22.05.2009 г., т.к. данный вид деятельности не предусмотрен в Списках № 464 от 06.09.1991 г., № 1066 от 22.09.1999 г., № 781 от 29.10.2002 г.
Специальный стаж Мальцевой В.В. на 30 апреля 2010 года, без учета спорных периодов, составил 18 лет 1 месяц 14 дней.
Согласно трудовой книжки Мальцева В.В., 05 апреля 1990 года принята на работу в качестве медсестры в Санчурскую вспомогательную школу-интернат, где проработала до 12 ноября 2003 года.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность "медицинская сестра" и наименование учреждения "школа для инвалидов".
Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ N 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, коррекционные школы-интернаты, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, коррекционные школы-интернаты также включены не были.
Судом сделан вывод о тождественности учреждений «детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» и «коррекционная школа-интернат». При установлении данного тождества суд ссылался, в том числе, на свидетельские показания.
Следует отметить, что детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей до 23.12.2003 г. осуществляли свою деятельность на основании положения, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 06.04.1979 г. №35 «Об утверждении Положения о детском доме-интернате для умственно-отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР», в настоящее время деятельность данных учреждений осуществляется в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 08.08.2002 г. №54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно-отсталых детей».
Цель создания дома-интерната для умственно-отсталых детей - постоянное проживание детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а так же социально-трудовой адаптации. При этом учебно-воспитательный процесс предусматривает привитие навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучение элементарной грамоте, счету, развитие у детей простейших представлений и понятий. (п.1, п.23 Положения от 06.04.1979). Методическими рекомендациями от 08.08.2002 предусмотрено создание в доме интернате приемного отделения, отделения медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, отделения психолого-педагогической помощи, отделения милосердия и т.п.
В силу п.16 Положения о детском доме-интернате для умственно-отсталых детей, приему в детский дом-интернат подлежали умственно отсталые дети, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи в соответствии с Инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома - интернаты", утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам 5 - 7 сентября 1978 г. N 06-14/12/2495-МК.
Как следует из Инструкции, в детский дом - интернат для детей с аномалиями физического развития принимаются дети с сохранным интеллектом и с нарушениями опорно - двигательного аппарата, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода. Инструкция содержит перечень заболеваний.
В силу ст. 17 Закона РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. №195-ФЗ, детский дом-интернат для умственно-отсталых детей является стационарным учреждением социального обслуживания и относится к учреждениям социального обслуживания.
В то время как специальное (коррекционное) образовательное учреждение для воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат) относится к категории образовательных учреждений (п. 10, ст. 50 Закона РФ «Об образовании»). Его деятельность регулируется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. №288 (до 1997 года - Положением о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно-отсталых детей (вспомогательной школе).
Согласно п.2 данного положения, специальное (коррекционное) образовательное учреждение реализует в зависимости от вида учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Данные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии (п.1).
Из анализа указанных положений следует, что перед образовательными учреждениями и учреждениями социального обслуживания, работающих с умственно-отсталыми детьми ставятся разные цели и задачи, для проживания в данных учреждениях направляются дети с различным выражением отклонений в здоровье, следовательно установление тождества между ними судом было необоснованно.
Как разъяснил Конституционный суд РФ в определении от 29.01.2009 № 67-О-О:
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.
Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г.
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы истца.
Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК).
Поэтому после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следовало руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).
С учетом приведенных норм права, необходимо отметить, что судом первой инстанции необоснованно установлена тождественность учреждений «детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» и «коррекционная школа-интернат», в том числе по свидетельским показаниям.
Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, тем самым, периоды работы Мальцевой В.В. в должности медицинской сестры в коррекционной школе-интернате после 1 октября 1993 года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат. Период работы Мальцевой В.В. с 05.04.1990 по 30.09.1993 подлежит включению в специальный стаж с учетом п.5 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.
Истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 19.04.2004 г. по 19.05.2004 г., с 08.04.2009 г. по 22.05.2009 г.
Как следует из протокола заседания Комиссии ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Санчурском районе Кировской области» по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.05.2010, периоды работы Мальцевой В.В. с 17.11.2003 по 31.12.2009 медицинской сестрой в отделении новорожденных № 2 ЛПМУЗ «Пеританальный центр» г.Йошкар-Олы включены пенсионным органом в специальный стаж истца за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Материалами дела подтверждается, что во время нахождения Мальцевой В.В. на курсах повышения квалификации за нею сохранялось место работы и средняя заработная плата.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для лиц, осуществляющих врачебную деятельность, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, обязанностью, уклонение от исполнения которой делает невозможным осуществление данным лицом своих должностных обязанностей по охране здоровья населения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно определил, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку на момент обращения Мальцевой В.В. у нее не было необходимого стажа для назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в удовлетворении исковых требований к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Санчурском районе Кировской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 06 мая 2010 года № 26 должно быть отказано.
С учетом изложенного, по мнению коллегии, судом неверно применены нормы материального права, поэтому решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
Решение Санчурского районного суда Кировской области от 13 сентября 2010 года отменить и вынести новое решение.
Исковые требования Мальцевой Веры Васильевны - удовлетворить частично.
Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Санчурском районе Кировской области» засчитать в трудовой стаж Мальцевой ФИО8, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды:
с 05 апреля 1990 года по 30 сентября 1993 года в должности медицинской сестры в Санчурской коррекционной школе-интернате в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном порядке: из расчета 1 месяц работы за 1,2 месяца.
курсы повышения квалификации с 19.04.2004 г. по 19.05.2004 г., с 08.04.2009 г. по 22.05.2009 г.,
В удовлетворении исковых требований Мальцевой ФИО9 к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Санчурском районе Кировской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 06 мая 2010 года № 26, обязании включить период работы в должности медицинской сестры в Санчурской коррекционной школе-интернате с 01 октября 1993 года по 12 ноября 2003 года в льготный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 30 апреля 2010 года - отказать.
Председательствующий: Судьи: